Mittenecker, E. (1982). Subjektive Tests zur Messung der Personlichkeit. In K.J. Groffmann & L.
Michel (Hrsg.), Enzyklopadie der Psychologie, Serie Psychologische Diagnostik (Bd. 3,
Personlichkeitsdiagnostik, S. 57-131). Gottingen: Hogrefe.
Pekrun, R. (1988). Emotion, Motivation und Personlichkeit. Munchen: Psychologie Verlags Union.
Schaller, S. & Schmidtke, A. (1983). Verhaltensdiagnostik. In K. M. Groffmann & L. Michel (Hrsg.),
Enzyklopadie der Psychologie, Serie Psychologische Diagnostik (Bd. 4, Verhaltensdiagnostik, S. 489-701).
Gottingen: Hogrefe.
Schmidt-Atzert, L. (1996). Lehrbuch der Emotionspsychologie. Stuttgart: Kohlhammer.
Schwenkmezger, P., Hodapp, V. & Spielberger, C. (1982). Das State-Trait-Argerausdrucks-Inventar
STAXI. Bern: Huber.
Ulich, D. & Mayring, P. (1992). Psychologie der Emotionen. Stuttgart: Kohlhammer.
30.2. Эмоциональные расстройства: этиология и анализ условий возникновения
Райнхард Пекрун
Начиная с «когнитивного переворота» в психологии доминирует такое объяснение человеческих
эмоций, которое отводит главное место при возникновении эмоций и эмоциональных расстройств
когнитивным структурам личности и актуальным когнициям. Первые концепции были сформулированы
уже в 60-е и 70-е гг. Начиная с этого времени они подвергались многочисленным эмпирическим
исследованиям, подтвердившим правомерность этого подхода, и их число значительно увеличилось. И в
90-е гг. вряд ли уже можно ожидать какого-либо принципиально нового развития психологии эмоций,
так что ситуация в исследованиях этого направления за последние восемь лет (со времени выхода
первого издания нашей книги) мало изменилась.
1. Описание эмоциональных расстройств
Эмоции рассматриваются как сложные паттерны реакций, причем решающее место занимают
различные компоненты субъективного переживания. К таким компонентам относятся: а) аффективные
компоненты (эмоциональные компоненты в узком смысле слова); б) когнитивные компоненты (мысли,
представления, фантазии и т. п.); в) телесно-перцептивные компоненты (восприятие физиологических
изменений и собственного экспрессивного поведения). Расстройства собственно аффективной
компоненты характеризуются прежде всего тем, что негативные эмоции возникают чрезмерно часто,
интенсивно или продолжительно и/или существует значительный недостаток позитивных эмоций.
Эмоции могут возникать неадекватно спонтанно (нерефлективно) и не соответствовать реальности
(особенно в случае негативных эмоций и маниакальной эйфории; см. ниже). Дальше будет вкратце
описаны типичные картины проявления эмоциональных расстройств.
1.1. Тревога
Аффективная компонента тревоги состоит из специфических, неприятных ощущений
напряжения и внутреннего беспокойства. Эти ощущения чаще всего являются тесно связанными с
ощущением физиологической активизации (ускоренное сердцебиение, учащенное дыхание,
повышенное потоотделение и т. п.). Когнитивная компонента тревоги может содержать все виды
когниций, направленные на соответствующие угрожающие объекты, ситуации или события.
Типичными являются: а) мысли о самих угрожающих обстоятельствах (ситуационные когниции,
например мысли о возможном провале на экзамене) и б) мысли о недостаточной контролируемости
этих обстоятельств, особенно сомнения насчет способности справиться с проблемой собственными
силами (когниции, относящиеся к самому себе и своему поведению, например сомнения в собственных
способностях выдержать экзамен).
В обычных случаях тревога не настолько интенсивна, чтобы перекрыть все другие содержания
переживания, и проходит через несколько минут или по крайней мере в течение часа (Scherer, Wallbott
& Summerfield, 1986). О расстройстве следует говорить в том случае, если тревога возникает
интенсивнее и чаще или переживается постоянно. Интенсивная, эпизодически возникающая тревога
может быть адекватна реальности (во время природных катаклизмов, тяжелых болезней, из-за
предстоящей смерти близкого родственника и т. п.). О расстройстве в клиническом смысле говорят
|