1989; Lazarus, 1991a; Metalsky, Joiner, Hardin & Abramson, 1993; Pekrun, 1988, 1992a).
2.2.1. Процессы восприятия
В когнитивных теориях эмоций часто утверждается, что эмоции вызываются не восприятием
ситуации непосредственно, а что сначала должна произойти когнитивная оценка соответствующего
положения вещей (см. Lazarus, 1982, 1991b). Вразрез с этим положением необходимо признать
достаточно важную роль, которую в действительности играют три нерефлективные формы
возникновения эмоций, управляемые непосредственно восприятием:
А. Врожденное возникновение эмоций, управляемое восприятием. Врожденные формы
образования эмоций важны прежде всего в ранние периоды жизни. При этом определенные стимулы
генетически связаны с определенными первичными эмоциями (например, страх при восприятии
глубины). Но генетически обусловленные элементы могут также играть свою роль и при возникновении
сложных эмоций в более позднем возрасте. Это справедливо, например, для предположительно
генетически определяемой «готовности» людей к фобиям относительно определенных классов объектов
(пауков, змей и т. п.), но на другие объекты (например, кроликов) не распространяемой (см. McNally,
1987). Специфическим примером является также индивидуальная подверженность спонтанному
(нерефлективному, непосредственно управляемому восприятием) страху перед чужими людьми,
который ведет к социальной тревоге и робости (Asendorpf, 1989).
Б. Управляемое восприятием возникновение эмоций на основе раннего обусловливания. На
раннем этапе развития эмоциональной сферы большую роль играют процессы обусловливания, которые
передаются недекларативными когнициями и не подлежат сознательному воспоминанию (см. Jacobs &
Nadel, 1985; LeDoux, 1995). Такое обусловливание имело своим следствием то, что восприятие
определенных стимулов непосредственно вызывало эмоции, причем это могло закрепиться на всю
жизнь (до тех пор, пока не начинали действовать эффективные механизмы торможения). Из
нейропсихологически обоснованных гипотез «невозможности вспоминания» соответствующих ранних
эмоциональных содержаний памяти (например, травматического опыта в раннем детстве) следует, что
терапевтические стратегии, направленные на раскрытие воспоминаний, при модификации такого
возникновения эмоций, вероятно, малоперспективны. Целью терапии должно быть, таким образом,
содействие приобретению механизмов, которые могли бы тормозить такого рода возникновение
эмоций.
В. Привычное возникновение эмоций, управляемое восприятием. Как повседневные эмоции, так и
различные эмоциональные расстройства зачастую могут возникать по привычке (габитуализация).
Такое возникновение эмоций развивается из когнитивно опосредованного возникновения эмоций, если
их образование происходит все время одним и тем же путем на основе повторяющихся ситуаций.
Это ведет ко все более возрастающей автоматизации и сокращению во времени, а в конце концов и к
упразднению опосредующих когнитивных процессов оценки, пока, наконец, восприятие и эмоции не
«замыкаются друг на друга» (см. Pekrun, 1988). Так, например, ученик, начиная изучать определенный
учебный предмет с определенным учителем, сначала спокойно и уверенно оценивает свои шансы и
лишь только потом в случае неудачи его одолевает страх перед возможными результатами. И если
у него уже имеется продолжительный опыт таких неудач, то уже при одном только объявлении о
предстоящей работе у него начинает расти чувство тревоги.
Привычное, нерефлективное образование эмоций может быть снова когнитивно
дифференцировано, если изменить соответствующий ход ситуации. Однако нарушенное образование
эмоций часто характеризуется тем, что в результате габитуализации эмоции укореняются,
«окостеневают» и естественным путем уже измениться не могут. Это чаще всего происходит потому,
что данный индивид игнорирует новый ситуативный опыт или избегает возможности получить этот
опыт (например, при фобиях). Поэтому важнейшей целью терапевтической интервенции должно стать
следующее: необходимо сделать возможным получение нового опыта, который привел бы к новой
оценке ситуаций и возможностей совладания с ними, а вслед за этим и к когнитивной
редифференциации образования эмоций и, таким образом, в конце концов к устранению чрезмерно
негативных эмоций (Foa & Kozak, 1986; Pekrun, 1988).
2.2.2. Процессы когнитивной переработки информации
Когнитивно ориентированные исследования эмоциональных расстройств проанализировали
|