лонгитюдных исследований (Metalsky, Joiner, Hardin & Abramson, 1993); далее, пока не ясно и то, при
каких условиях необходимо рассматривать когнитивные факторы соответственно как условия
возникновения, компоненты или следствия эмоциональных расстройств; в) в отдельных исследованиях
чаще всего изучаются только какие-то конкретные виды когниций, и редко в исследования вовлекаются
одновременно и некогнитивные условия возникновения; поэтому об относительной важности
различных когнитивных переменных пока можно сказать очень мало (об этом см. Crocker, Alloy &
Kayne, 1988). И еще один вопрос, на который сегодня вряд ли можно получить ответ: какую роль
играют когнитивные условия возникновения в общей структуре различных причин расстройств.
2.3. Последствия эмоциональных расстройств
Воздействие эмоций на соматические процессы. Эмоции оказывают влияние на
нейрохимические и периферические физиологические процессы (такие, как, например, периферическая
активация) и на экспрессивное поведение. Функцией такого влияния является, кроме прочего,
приведение организма в состояние физиологической готовности для выполнения моторного поведения
(особенно при тревоге и гневе) или для торможения такого поведения (при печали).
Воздействие эмоций на восприятие и когниции. Эмоции воздействуют на конгруэнтные эмоциям
восприятие и когниции: они облегчают активацию структур памяти, которые им конгруэнтны (см.
Johnson & Magaro, 1987). Так, например, депрессивная печаль способствует активации хранимых в
памяти негативных самооценок и, напротив, затрудняет активацию позитивных оценок. Так как
восприятие и когниции принимают активное участие в возникновении и поддержании эмоциональных
расстройств (см. выше), то очевидно, что эмоции через активацию соответствующего содержания
памяти оказывают поддерживающее обратное воздействие на самих себя. Отчасти именно этим
объясняется устойчивость эмоциональных расстройств.
Кроме того, эмоции дополнительно задействуют и внимание (в особенности это справедливо для
его когнитивных компонентов). Тем самым они уменьшают емкость оперативной памяти и вследствие
этого оказывают негативное влияние на процессы мышления и решения проблем, которые требуют
такой емкости, т. е. прежде всего затрудняются контролированные процессы мышления и постановка
сложных задач. Это отчасти объясняет негативное влияние тревоги и депрессивной печали на
умственную деятельность и сложное социальное поведение (см. Ellis & Ashbrook, 1988; Sarason, 1980).
Естественно, на такие эффекты могут наслаиваться эмоциональные эффекты, оказываемые на
мотивацию выполнения какой-либо работы, так что общее влияние на деятельность зависит от ряда
конкретных условий (см. об этом Pekrun, 1992b). В общем, интенсивная тревога и печаль обычно
негативным образом сказываются на деятельности.
Воздействие эмоций на мотивацию и поведение. Эмоции принадлежат к важнейшим
мотивирующим силам. Они придают ситуациям, поведению и его последствиям эмоциональную
положительную или отрицательную значимость. Таким образом, они лежат в основе формирования
желания действовать тем или иным образом и намерений.
Для формирования мотивации прежде всего важны эмоции, направленные в будущее. Как
правило, тревога ведет к мотивации побега и избегания, гнев к мотивации наступления, печаль к
снижению мотивации приближения, а радость, направленная в будущее (надежда, предвкушение
радости), ведет к повышению мотивации приближения. Правда, такие эффекты могут быть очень
сложными (Pekrun, 1992b). Так, например, тревога, направленная на избегание неудачи, при одних
ситуационных условиях может снизить мотивацию выполнения задания, но при других условиях,
напротив, способна повысить мотивацию действий по выполнению задания с целью избежать неудачи.
К этому следует добавить, что интенсивные и устойчивые негативные эмоции дают мотивацию к
совладанию с эмоциями (см. ниже; ср. Morris & Reilly, 1987), так что, например, и печаль в качестве
вторичного эффекта может привести к мотивации активного решения проблемы (иногда и в негативной
форме, например в виде суицидального решения). Через свои мотивационные и поведенческие эффекты
эмоции в конечном счете воздействуют и на окружающую индивида среду.
Совладание с эмоциями. Итак, эмоции могут различными способами непосредственно влиять на
другие психические и физические системы человека. Но при эмоциях, которые воспринимаются как
нарушенные, воздействие эмоций может проявляться как намерение уменьшить возникшую эмоцию.
Целенаправленно проводимые меры по редукции эмоций часто характеризуют как «совладание с
эмоциями» (направленный на эмоции «копинг»; см. Krohne, 1996). Эмоции можно редуцировать за счет
изменения обстоятельств, их вызывающих, или за счет прямого влияния на эмоции. Поэтому обычно
|