Рекомендации по применению элементарных терапевтических субстратегий,
таких как
фокусировка, интерпретация, конфронтация и т. д., обнаруживают ту же структуру. Здесь мы тоже
ожидаем информации о том, при каких исходных условиях в рамках определенного терапевтического
процесса, в каких целях и какие действия следует реализовать.
Структура технологических правил соответствует определению индикационных рекомендаций:
«Индикационные высказывания это общие правила действий, предписывающие, какие мероприятия
являются оптимальными при заданных специфических условиях (в том числе и целях). Сюда относятся
предикторы, которые позволяют оценить вероятность успеха (прогноз) в конкретном случае» (Baumann
& von Wedel, 1981, S. 13; ср. здесь также Westmeyer, 1983). В примечании 2 психотерапия посредством
научения по моделям и интуитивная терапия разбираются на предмет структуры их правил (прим. 4.2).
Примечание 4.1. Психотерапевтические методы: примеры
Психотерапия посредством научения по моделям
«Терапевтический метод моделирования называют еще имитационным научением или
обучение путем наблюдения. В простейшей форме он заключается в том, что какой-то человек или
символ (так называемая модель) каким-нибудь образом демонстрирует поведение, которое наблюдается
другим человеком. Наблюдатель должен очень внимательно следить за поведением модели и заучить
его, то есть запомнить. Этот первый шаг называется фазой усвоения. При благоприятных условиях
поведение в этой фазе выучивается. Затем наблюдатель должен перенести свои наблюдения в
собственное поведение в той мере, насколько он способен к этому, насколько для этого есть
предпосылки, насколько соответствуют окружающие условия и насколько у него есть для этого
мотивация. Эта фаза проведения в жизнь вторая фаза научения по моделям.
Моделирование как терапевтический метод используется в разных целях. Чаще всего с помощью
научения по моделям приобретаются новые навыки. Типичный пример преподаватель
демонстрирует студентам новые академические и социальные навыки. Научение по моделям показано
также пациентам, которые обнаруживают недостаток социальных навыков и должны научиться новому
социальному поведению. Благодаря такому научению усвоить новое поведение могут также лица,
страдающие задержкой умственного развития» (Perry, 1996, S. 234-239).
Интуитивная терапия
«К интуитивной терапии я пришел посредством личного опыта. Я признал, что путь, которым я
шел до сих пор, это путь заблуждения, и решил довериться не чужой, а своей собственной интуиции.
Причина многих психических нарушений это ложное понимание своих обязательств перед другими.
Терапия в основе своей проста: интуитивный психотерапевт, который сам имеет такой опыт, используя
различные средства, помогает пациенту прислушаться к его внутреннему голосу; помогает ему
услышать и вербализовать ущемляемые в правах меньшинства его психики, принимать на веру и
всерьез послание из глубин его Я. В качестве важнейшего средства я рекомендую взгляд внутрь
себя, путь отречения от мира и путь к тайне Эго. Три этих пути это три ступени. Их нужно
прожить, чтобы прочувствовать их суть. Цель интуитивной терапии прорваться к самому себе.
Никакой психотерапевт не может сказать заранее, куда приведет этот путь в каждом конкретном
случае» (Limani, 1997, S. 39f).
Организменная психотерапия
Кэтрин и Малькольм Брауны разработали на основе биоэнергетических и других
психотерапевтических подходов своеобразный вид лечения «больше ориентированный на клиента,
одобряющий регрессию, подпитывающий, прямо контактирующий с клиентом. Организменная
психотерапия не отказывается от «включающего», катализирующего контакта. Однако эмоциональные
разрядки только тогда имеют смысл и исцеляют, когда они наступают спонтанно. Тогда становятся
осознанными собственные психологические стратегии, направленные на избегание отношений, а также
их глубинные корни послания из собственного не переработанного прошлого, заставляющие
избегать жизни.
Организменная психотерапия исходит из того, что вытесненное индивидуальное бессознательное
и коллективное бессознательное проявляются на телесном уровне и непосредственное эмоциональное
восприятие «осуществляется через организм» (gescheht durch den Korper). Формирование Я есть
необходимая предпосылка для формирования души. Но главное все-таки это формирование души, то
есть психо-органической целостности, возникающей тогда, когда психика и тело медленно сближаются.
Это сближение происходит в собственном ритме дифференциации и интеграции четырех
онтологических центров бытия» (SGOPT, 1996, S. 50).
|