Navigation bar
  Print document Start Previous page
 645 of 947 
Next page End  

числа психосоматических нарушений. Вот эти шесть правил:
а) Определите для каждого приема пищи определенную продолжительность (в минутах) еды и
расслабления.
б) Ешьте только за одним столом, и только за ним.
в) Никогда не читайте и не работайте во время приема пищи.
г) Не работайте после еды, а расслабьтесь в течение установленного времени.
д) Отдыхайте не на своем рабочем месте, а где-нибудь в другом месте.
е) Не работайте в отведенное для расслабления время и не думайте при этом о своей работе
(Nakano, 1996).
Согласованность подкрепления. Мотивация исчезает, если соответствующие действия не
приводят к успеху, т. е. если они не получают подкрепления, если не возникает взаимосвязанных
отношений между действиями и событиями. При этом трудности могут возникать, если 1) такого
согласования не существует или оно существует в ограниченном объеме (например, при обедненной
событиями обстановке, как, например, в доме престарелых или после потери рабочего места или
близкого человека; см. об этом интерпретацию Левинсона (Lewinsohn, 1974) депрессивной
демотивированности) или если 2) согласование хотя и существует, но не является эффективным (см.
прим. 31.3.2). Это проявляется, например, в случае, если подкрепляющий стимул для индивида
приобретает непривычно низкую значимость или даже становится аверсивным (как, например, питание
при нервной анорексии), или у таких лиц с нарушениями, у которых сами по себе нормальные условия
образования взаимосвязи обладают слишком слабой структурой и поэтому не дают соответствующего,
регулирующего мотивацию эффекта, например при некоторых формах задержки умственного развития
или психозах. В этом случае целесообразно создать искусственную высокоструктурированную среду
для образования таких взаимосвязей. Одной из возможностей структурировать общий распорядок дня в
клинике является так называемая жетонная система вознаграждения («token economies»), при которой
четко устанавливается, какие способы поведения будут подкрепляться с помощью жетонов (т. е. баллов
или игровых жетонов, которые по определенной системе могут быть обменены на вещественные
подкрепляющие стимулы), а какие — игнорироваться. Этот метод, требующий больших затрат,
содержит по крайней мере два компонента: руководство с помощью точных правил и управление за
счет точных взаимосвязей (см. Skinner, 1969; дискуссия о регулируемых взаимосвязями и управляемых
правилами способах поведения). Как почти везде, здесь тоже не удается четко разделить различные
аспекты интервенции (Florin & Meyer-Osterkamp, 1974; Paul & Lentz, 1977). Высокоструктурированные
условия образования взаимосвязей, конечно, тоже могут использоваться только в определенное время (в
ходе проведения тренинга), чтобы повысить мотивацию к определенным действиям, которые
необходимы для приобретения базисных навыков. Это справедливо для программ тренинга,
проводимого с целью развития у детей с аутизмом речи или формирования умения самостоятельно есть,
одеваться или ходить в туалет. Чтобы облегчить сложное действие, его разбивают на несколько
небольших шагов и непосредственно подкрепляют каждый отдельный этап, чаще всего после
предварительной депривации и с помощью научения по моделям (Garcia et al., 1973; Watson & Uzzell,
1981).
Примечание 31.3.2. Терапия депрессивного мотивационного расстройства (Hamilton & Waldman,
1983)
Гамильтон и Вальдман описывают исследование отдельного случая, при котором проводилась
терапия депрессивной потери интереса, мотивации и активного действия с помощью различных техник
контроля над стимулами, формирования поведенческих взаимосвязей и самоинструктирования,
ориентированного на совладение.
Пациент
Речь идет о 20-летнем студенте Эле, который сообщил, что вот уже четыре года страдает
нециклической депрессией. Основным симптомом является потеря интереса и мотивации, усталость,
проблемы с концентрацией внимания, отказ от социальных контактов, негативное пониженное
настроение и саморазрушающие размышления. Эти размышления рассматриваются авторами в качестве
основной причины других симптомов. Кроме того, Эл сообщил, что за это время он пережил развод
родителей, сильный семейный стресс и испытывает постоянную критику со стороны матери.
Интервенция
Исследование метода лечения Эла протекало следующим образом: а) восемнадцатидневное
исследование базисного уровня негативных мыслей; б) четырнадцатидневная поведенческая терапия; в)
Hosted by uCoz