Поведение, являющееся целью
Лечебные мероприятия
Литература
Социальные и коммуникативные
способности
Тренинг социальных навыков (Social
Skills Training)
Halford & Hayes (1992)
Интеграция в производственную
деятельность
Программы профессиональной
реабилитации (Berufl.
Rehabilitationsprogramme)
Lehman (1995)
Практические способности
Тренинг жизненных навыков
(Life
Skills Training)
Glynn & MacKain (1992)
Понимание и совладание с болезнью
Thurm et al. (1991)
Когнитивные способности
Программы когнитивного тренинга
(Kognitive Trainingsprogramme)
Brenner et al. (1990)
Восприятие своего тела, восприятие
своего Я
Телесно-ориентированная терапия
(Leiborientierte Therapie)
Scharfetter (1982)
Редукция галлюцинаций и бреда
Когнитивно-поведенческая терапия
(Kognitive Verhaltenstherapie)
Vauth & Stieglitz (1994)
Поведенческая терапия, имеющая уже большие традиции, представляет собой ряд программ по
тренировке социальных навыков, формированию социальной сети и уменьшению стрессовых ситуаций
в межличностных отношениях (ср. Halford & Hayes, 1992). Хотя после таких тренировок зачастую и
обнаруживается специфическое повышение социальных навыков, но все же существенного влияния
этих программ на уровень рецидивов до сих пор подтвердить не удалось. В последнее время стараются
больше связывать такие программы с жизненной ситуацией пациента. Уоллес и Либерман (Wallace &
Liberman, 1985) сообщили об одной такой модификации тренинга социальных навыков (два часа
ежедневно на протяжении девяти недель); они дополнили его еженедельными встречами с
родственниками 28 пациентов из семей, отличающихся высокой эмоциональностью. Целью этих встреч
было применение только что приобретенных способов поведения в коммуникации с родственниками и
в стратегиях решения проблем («Problem-Losungs-Strategien»). В контрольной группе была реализована
так называемая «холистическая оздоровительная терапия» («holistic health therapy») с использованием
йоги, бега, медитации, а также групповых бесед о жизненных целях и избегании стрессов.
Фармакотерапия и терапевтические контакты были в обеих лечебных группах одинаковы. Результаты,
полученные через 9 месяцев после лечения, показали преимущество тренинга социальных навыков,
хотя авторы и отметили по этому поводу, что у двух пациентов с выраженными расстройствами
мышления и галлюцинациями эффект научения не наблюдался. Социальное поведение лечебной
группы оценивалось как менее враждебное, недоверчивое, заторможенное и покорное. Только у трех
пациентов (21%) из программы социального тренинга в отличие от 7 пациентов (50%) из контрольной
группы в течение девяти месяцев после лечения были отмечены рецидивы.
До сих пор оставалось неясным, какой вклад вносят социальный тренинг и семейная программа в
предупреждение рецидивов. Это попытались выяснить Хогарти и Андерсон (Hogarty & Anderson, 1986)
в своем обширном исследовании. 88 пациентов из семей с высокой эмоциональностью, прошедших
стандартное лечение нейролептиками, были распределены случайным образом по четырем методам
лечения: 1) контрольные условия (n = 28) с индивидуальными сеансами, проводимыми опытным
обслуживающим персоналом; 2) тренинг социальных навыков (n = 19) (табл. 35.3.4); 3) семейная
терапия (n = 21) (табл. 35.3.5); 4) комбинация из социального тренинга и семейной терапии (n = 20). Так
же как у Уоллеса и Либермана, в тренинге социальных навыков были предприняты попытки совладания
с проблемами, встречающимися в семье или в профессиональной сфере. Семейная терапия была
нацелена на то, чтобы с помощью родственников улучшить атмосферу в семье и сформировать у них
определенные ожидания по отношению к способностям пациента. В то время как в контрольной группе
в течение года имелись рецидивы у 33% пациентов, в группе семейной терапии таких было только 19%,
а в группе социального тренинга 21%. В группе же с сочетанием семейной терапии и социального
тренинга за это время не было ни одного случая рецидива.
Таблица 35.3.4. Тренинг социальных навыков (Hogarty & Anderson, 1986)
Фазы
Цели
Методики
|