Оба только что представленных направления исследования занимаются неблагоприятной
внешней средой, влияющей непосредственно перед началом депрессивного расстройства, т. е. в
последние месяцы или годы перед возникновением депрессии. Но, как уже упоминалось, существует
достаточно много моделей депрессии, которые учитывают, что неблагоприятные жизненные события и
обстоятельства в детском возрасте могут создать диспозицию к возникновению депрессий в зрелом
возрасте. В центре внимания этих подходов находятся прежде всего потери или депривации в семейной
среде; в последнее время особо обращают на себя внимание теоретические перекрестные связи с
концепциями, восходящими к исследованиям привязанности (Gotlib & Hammen, 1992; Parker, 1992;
Harrington, 1993; см. также Jones, 1996). Очень многие ретроспективные эмпирические исследования
занимались обозначенными выше взаимосвязями в различных методологических и содержательных
аспектах. При этом результаты относительно связи между кризисными событиями утраты или разлуки в
детском возрасте и проявлением депрессивных расстройств в более поздние периоды жизни оказались в
основном малопоследовательными; поэтому в последнее время в рамках соответствующих
исследовательских программ на первый план все больше и больше выходят усилия по установлению
дополнительных условий. Эмпирическим путем установлено, что взрослые, страдающие депрессией,
сверх случайного часто сообщают о неблагоприятной семейной атмосфере в их детстве прежде всего
о недостаточно эмоциональном отношении к ним родителей; гипотеза, что такие тенденции доказуемы
даже независимо от депрессивных состояний, в большинстве случаев (пусть и не без исключения)
подтверждается. Проспективные исследования этой тематики до сих пор крайне редки; однако в
ближайшее время ввиду растущего сейчас интереса к вопросам психопатологии развития ожидается
интенсификация исследований этого типа.
4. Психологические факторы
4.1. Когнитивный подход
Среди концепций, рассматривающих роль диспозиционных личностно-специфических
признаков психологического рода при возникновении депрессии, как наиболее значимые следует
указать когнитивные и когнитивно-ориентированные модели; причем особенно большое влияние на
развитие исследований последних двух десятилетий в теоретическом и эмпирическом плане оказали
концепции Бека и Селигмана. Формулируя в целом, можно сказать, что в этих моделях существенная
роль в структуре условий возникновения депрессивных расстройств отведена дисфункциональным
мыслям и установкам дисфункциональным процессам переработки информации; при этом, как
правило, имеется в виду взаимодействие таких когнитивных факторов уязвимости с внешними
стрессовыми факторами с точки зрения диатез-стресс-модели.
4.1.1. Концепции Бека и Селигмана
Бек (Beck, 1970) в своей теории «когнитивных схем» в качестве основы конкретного
депрессивного расстройства рассматривал базовые дисфункциональные когнитивные паттерны,
которые проявляются в основном в трех сферах: в негативных установках пациента, страдающего
депрессией (или предрасположенного к ней), по отношению к самому себе, по отношению к
окружающей его среде и по отношению к своему будущему. Эти негативные когнитивные схемы имеют
своим происхождением прежний неблагоприятный опыт отношений с окружающим миром и могут
позднее быть заново активированы в аналогичных стрессовых ситуациях; они детерминируют у
индивида структурирование внешних раздражителей и приводят впоследствии к появлению других
признаков расстройства, характерных для депрессивного синдрома (см. о дальнейшем развитии этой
концепции, а также о ее важнейших терапевтических приложениях: Beck, Rush, Shaw & Emery, 1994).
Первоначально в теории «выученной беспомощности» Селигмана (Seligman, 1974)
утверждалось, что из повторяющихся случаев недостаточного контроля над важными аспектами
окружающего мира, главным образом над аверсивными аспектами, могут возникнуть генерализованные
ожидания неконтролируемости, а в дальнейшем могут появиться паттерны депрессивной реакции.
Впоследствии Абрамсон, Селигман и Тисдэйл (Abramson, Seligman & Teasdale, 1978) переработали
концепцию беспомощности и дополнили ее гипотезами атрибуции; согласно переработанной модели
возникновение генерализированной беспомощности, а с ней и базиса для депрессивных реакций зависит
|