консультацией и затем улучшил бы свой протокол. Эти органы требуют формулирования
интерсубъективных стандартов или методических рекомендаций, которые обеспечили бы возможность
однозначного и объективного управления (Arbeitskreis medizinischer Ethik-Kommissionen, цит. по:
Wagner, 1993).
В Германии до сих пор главную роль играет профессиональный устав психологии; в то время как
принципы психотерапевтической специализации, сформулированные частными учреждениями, имеют
ограниченное значение по причине мультипрофессиональной, недостаточно структурированной в
правовом отношении ситуации с психотерапией в Германии. С точки зрения этики сосуществование
пересекающихся и противоречащих друг другу директив или стандартов в клинической психологии и в
различных психотерапевтических школах составляет большую проблему, так как не устраняет, а,
наоборот, усиливает неопределенность и произвол.
Один из инструментов осуществления этической ориентации на практике этический кодекс,
который занял достойное место в медицине и вообще здравоохранении, после того как на
Нюрнбергском процессе врачей 1947 г. был сформулирован Нюрнбергский кодекс. В последние 50 лет
во всех странах стремительно растет количество директив, деклараций и кодексов, которые должны
гарантировать ответственность исследователя, врача, психотерапевта или санитара перед пациентом.
Главное место особенно в сфере исследований человека занимает Хельсинкская декларация,
исправленная и дополненная в 1989 г. (Reich, 1995). Но и здесь мы видим ту же ситуацию (к тому же,
так сказать, возведенную в степень в международном масштабе) кодексы сосуществуют,
пересекаются и противоречат друг другу. Вдобавок к нерешенному вопросу политической и этической
легитимации компетентных органов мы сталкиваемся с еще одной проблемой, заключающейся в том,
что в настоящее время сами эксперты не в состоянии обозреть эту ситуацию, не говоря уже о
соответствующих профессиональных группах или пациентах, которые пытаются сориентироваться по
таким сводам правил. Поэтому в сфере проведения в жизнь и осуществления этики настоятельно
требуется координация работающих в здравоохранении профессиональных групп с целью широкого и
интегрированного поиска общих этических рамок для таких правил, по крайней мере в национальном
масштабе. Вот уже несколько лет скоординированность между разными странами форсируется
мероприятиями по содействию исследованиям, проводимым Европейской комиссией (Брюссель);
однако эти мероприятия нуждаются в интенсивных денежных субсидиях, которые еще не проведены в
достаточном объеме. Это относится и к ситуации в Германии, где в отличие от соседних европейских и
англоязычных стран отсутствует общественное междисциплинарное исследовательское учреждение и
орган для координирования этических вопросов в здравоохранении и в медицинских профессиях.
Среди мероприятий по защите от нанесения вреда и злоупотреблений следует назвать и
организации помощи пациентам и самопомощи, которые занимаются в первую очередь соматическими
и психосоматическими болезнями (и их преодолением) и тем самым затрагивают сферы
ответственности клинических психологов такие как алкогольная зависимость, психические
расстройства или боль. В противоположность Совету по этике Американской психологической
ассоциации, где, по-видимому, консультируются также с пациентами и клиентами, обращение
заинтересованных лиц в Комитет по этике Союза немецких психологов за прошедшие годы скорее
уменьшилось. Какого-либо специального психологического учреждения, которое соответствовало бы
так называемому арбитражу Земельных ассоциаций врачей, в Германии не существует. Поскольку вряд
ли можно считать, что у клиентов и пациентов, подвергающихся психологической интервенции, не
возникает никаких этических проблем, отсутствие такого учреждения явный недостаток; к тому же
специалисты, работающие в клинической психологии, лишь в очень малой мере используют даже эти
немногие организации, хотя каждый практик знает, с какой частотой в консультировании, терапии или
супервизии сталкиваешься с этическими проблемами и конфликтами. О том, почему эти темы не
дискутируются и подоплеках этого, можно лишь догадываться. Наверное, было бы очень хорошо, если
бы этике уделялось подобающее внимание в учебном плане, в идеальном случае если бы на
факультете имелось компетентное лицо, к которому можно было бы обратиться с этическими
вопросами. Нечто подобное относится и к последипломному образованию, дальнейшей специализации
и повышению квалификации.
2.4. Содействие приобретению этической компетентности: образование, специализация и
повышение квалификации
Исходя из вышеизложенного, содействие приобретению этической компетентности начинающих
|