заключается в том, чтобы идентифицировать и изменить негативные когнитивные схемы клиента,
причем для достижения этой цели привлекаются как когнитивные, так и поведенческие стратегии (Beck
et al., 1994; Hautzinger, Stark & Treiber, 1994). Как правило, начинают с поведенческой стратегии,
которая «руководит» с помощью домашних заданий (поэтапно усложняющихся) и письменной
фиксации поведения конкретными позитивными видами деятельности. Затем во время терапевтической
беседы при анализе всего произошедшего между сеансами выявляются дисфункциональные процессы
мышления и установки, тестируются на предмет их соответствия реальной действительности и на
основе приобретенного пациентами опыта ищется возможность их замены более рациональными
альтернативными объяснениями и установками. Идентификация и изменение негативных
«автоматических мыслей» непосредственных негативных самовербализаций представляет собой
на пути к идентификации и изменению фундаментальных негативных схем очень существенный
промежуточный этап. К важнейшим когнитивным методикам переструктурирования относятся: методы
гибких вопросов, посредством которых выявляются логические ошибки в мышлении и суждениях
пациентов, методы изменения дисфункциональных атрибутивных тенденций, инструкции по ведению
протокола мыслей и т. п.; в число важнейших поведенческих методик наряду с уже упомянутыми
методами стимулирования позитивной активности входят еще и такие методы, как ролевые игры,
тренинги социально-коммуникативных навыков, применяемые для лечения депрессий в соответствии с
подходами, основанными на теории подкрепления.
3.2. Подход Селигмана
Теоретическая основа. В первоначальной трактовке модели «выученной беспомощности»
Селигман (Seligman, 1974; 1992) исходил из того, что у истоков реактивно-депрессивных процессов
стоит повторяющийся опыт утраты контроля в смысле неспособности положить конец аверсивной
ситуации. На основе такого опыта развивается установка, что между собственными действиями и
важными внешними событиями нет никакой связи, т. е. развивается генерализированное ожидание
неконтролируемости, которое образует основу мотивационных, эмоциональных и поведенческих
депрессивных симптомов. Затем гипотеза утраты контроля была расширена (Abramson, Seligman &
Teasdale, 1978) за счет привлечения теории атрибуции; развитие генерализированных установок на
беспомощность, а вместе с этим и базиса для паттернов депрессивных реакций зависит, согласно этой
гипотезе, от того, какими причинами объясняет пациент пережитую утрату контроля. В частности,
склонность объяснять внешние негативные события интернальными, глобальными и стабильными
причинами наличие «пессимистического стиля атрибуции», или, как сегодня обычно говорят,
«пессимистического стиля интерпретации», рассматривается как фактор риска для генеза депрессии
(Buchanan & Seligman, 1995).
Терапевтические действия. Самостоятельным терапевтическим направлением в узком смысле
этого слова эта концепция до сих пор не стала, но тем не менее были развиты конкретные
терапевтические стратегии, основывающиеся на основной гипотезе «выученной беспомощности».
Согласно пересмотренной трактовке модели стремятся прежде всего к тому, чтобы изменить тенденцию
к дисфункциональной атрибуции относительно ситуаций утраты контроля, в частности
дисфункциональную тенденцию к интернальной каузальной атрибуции при неудачах. Стратегии
реатрибуции находят применение как дополнительные методы в многочисленных когнитивно-
поведенческих терапевтических программах лечения депрессивных расстройств (ср. Beck et al., 1994;
Hautzinger, Stark & Treiber, 1994).
4. Подходы самоконтроля и совладения со стрессом в терапии депрессии
Как уже упоминалось, в ходе развития современных психологических форм терапии депрессии
на основе комбинированных когнитивно-поведенческих представлений зародился ряд подходов,
названных гипотезами «второго поколения». Из них мы немного подробнее рассмотрим концепцию
самоконтроля Рема (Rehm) и концепцию совладания со стрессом Маклина (McLean).
4.1. Подход Рема
Теоретическая основа. Рем (Rehm, 1977; 1988) исходит в своей модели из особенностей
депрессивных переживаний и поведения, выражающихся в установлении неадекватных стандартов
|