повторно наступает состояние, требующее медицинского вмешательства. Обслуживающий персонал
знает, что за недостатком медицинской компетентности и из-за пробелов обслуживания нельзя
исключить риск дальнейших тяжелых инцидентов с возможным смертельным исходом. Приходится
искать другое решение; пациент, однако, хотел бы остаться в этом доме, так как это кажется ему
последним убежищем. Чтобы сделать правильный выбор, необходимо тщательно взвесить возможную
помощь и возможный вред (или возможность его предотвращения). Уважать самоопределение пациента
в любом случае не означает, что нужно только слепо выполнять его желания. Предпосылка для
самоопределения это осознание возможности выбора и понимание достоинств и недостатков
альтернатив, а отсюда показано информирование и консультирование пациента. В то же время и
обслуживающий персонал обязан проверить с этической точки зрения цели, возможности и
границы, чтобы предложить нечто реальное и надежное.
5. Исследование этики в клинической психологии
Если необходимо оценить этически обоснованные инновации рекомендации, органы или
курсы относительно их практической пользы и этической ценности, то требуется соответствующее
исследование этических следствий. Таких исследований, на мой взгляд, не существует в
немецкоязычных странах, но вполне многообещающими в этом направлении можно считать
исследования Американской психологической ассоциации.
Равным образом не возделано другое поле исследований этики в клинической психологии:
изучение моральных ценностей практикующих психотерапевтов. Тем не менее имеется по крайней мере
несколько показательных работ, где приведены интересные данные, полученные с использованием
известного в социальной психологии инструмента «Value Survey» («ценностных ориентаций») Милтона
Рокича (Reiter, 1975, 1976;
Ermann, Janta & Riedel, 1985). Чаще всего цитируются данные о том, что в
начале 70-х гг. консультанты психологической и психосоциальной ориентации, а также психотерапевты
и специалисты по семейной терапии обнаруживали некий общий ценностный паттерн, который больше
всего был похож на таковой у хиппи (Reiter & Steiner, 1976). Ввиду все более оживленной дискуссии по
поводу этических вопросов неплохо было бы актуализировать эти данные также и в клинической
психологии.
В интересах будущего более интенсивного преподавания этики можно рекомендовать
следующее: можно проанализировать сегодняшнее состояние этики как предмета, учитывая все
достоинства и недостатки, а также проверить фундаментальное знание этики и наличие
соответствующих практических навыков среди обучающихся и уже профессионально практикующих
клинических психологов. При этом возникает вопрос: может быть, все большее разделение труда в
здравоохранении и, естественно, все более необходимая кооперация разных профессиональных групп
уже настоятельно толкают к тому, чтобы искать какие-то общие, сопоставимые подходы и решения. С
ростом «этического бума», который с некоторым запозданием достиг в 80-е гг. немецкоязычных стран,
мы отмечаем тенденцию к формированию специальных этик разных профессий и групп лиц, и это не
только в здравоохранении; но как раз в отношении этической установки в обслуживании и лечении
пациентов и клиентов необходимо безоговорочно противодействовать подобной партикуляризации. Не
нужно обладать большим воображением, чтобы представить себе, в сколь ненадежном положении
оказались бы соответствующие профессиональные группы (а особенно пациенты и клиенты), если бы к
экспонентному росту специальных этических кодексов добавились бы еще и противоречащие друг
другу учебные планы и, чего доброго, гетерогенные специальные терминологии; все это неимоверно
затруднило бы взаимопонимание и согласие в мультипрофессиональном коллективе, а самое главное
поставило бы под вопрос универсальное значение этических принципов для медицинских профессий.
Этика и ее рефлексия может и должна опираться на базовые моральные структуры и универсальные
принципы и тем самым содействовать интеграции. В интересах дальнейшего развития клинической
психологии этические вопросы и критерии следует целенаправленно и усиленно привлекать в
исследование процессов и результатов. Это касается и таких вопросов, как осуществление на деле
правила разъяснения и информированного согласия, прямые или косвенные перегрузки или нанесение
вреда пациентам (клиентам) и их родным посредством интервенции, адекватность показаний, то есть
кооперация с другими профессиями в сфере здравоохранения и, в случае необходимости, передача
пациента, например, врачам; а также соблюдение врачебной тайны и защиты данных в документации.
И наконец, и здесь, вероятно, имеется самый большой дефицит (клинической) психологии, да и
медицины, пришло время обратиться к тем этическим вопросам, которые являются первенствующими с
|