различимых симптомов: на первый план выходят нарушения речи, которые приводят при общении
детей с некоторыми партнерами к полной «немоте». С другими лицами (как правило, с членами семьи)
происходит адекватное возрасту общение. Несмотря на то что такой отказ от речевого общения связан
со многими социальными ситуациями, дети хорошо понимают смысл того, что говорится, и обладают
достаточными речевыми навыками. Дети с мутизмом чаще всего объясняются или кивками головы, или
краткими, однотипными фразами. Из-за недостаточной речевой практики у таких детей иногда
обнаруживаются задержки речевого развития. Можно констатировать и другое отклоняющееся от
нормы поведение: дети становятся чрезвычайно стеснительными, социально изолированными,
замкнутыми в себе, привязчивыми к своим близким и часто пропускают школьные занятия. При
настойчивых требованиях взрослых, прежде всего дома, могут возникнуть случаи абсолютного
неповиновения и/или приступы ярости.
2.2. Классификация нарушений развития
Различают умственную отсталость как нарушение общего развития и специфические нарушения
развития, например расстройства научения, нарушения моторных навыков и нарушения коммуникации
(табл. 39.1.2). Особенно хорошо известно аутистическое расстройство, называвшееся до пересмотра
версии
DSM-III
аутизмом в раннем детском возрасте. Так как это обширное расстройство
манифестируется, согласно определению, в течение первых трех лет жизни ребенка, то от этого понятия
отказались в пользу «аутистического расстройства».
Таблица 39.1.2. Обзор некоторых нарушений развития в детском и подростковом возрасте
согласно DSM-IV (American Psychiatric Association, 1996; с указанием кодов МКБ-9-СМ; МКБ-10)
1) Умственная отсталость:
- тяжелая умственная отсталость (318.1; F72.9).
2) Общие нарушения развития:
- аутистическое расстройство (299.00; F84.0);
- синдром Ретта (299.80; F84.2);
- синдром Аспергера (299.80; F84.5).
3) Расстройства научения:
- нарушения чтения (315.00; F81.0);
- нарушения счета (315.1; F81.2);
- расстройство письма (315.2; F81.8).
4) Нарушения моторных навыков:
- нарушения развития координации (315.4; F82).
5) Нарушения коммуникации:
- расстройство экспрессивной речи (315.31; F80.1);
- заикание (307.0; F98.5).
Аутистическое расстройство, согласно DSM-IV, характеризуется следующими нарушениями: 1)
социального взаимодействия, 2) использования вербального и невербального поведения и 3) игрового
поведения. Для его диагностики необходимо, чтобы по крайней мере в одной из вышеперечисленных
областей до конца третьего года жизни наблюдались отклонения от нормы (табл. 39.1.3).
Таблица 39.1.3. Характерные отклонения от нормы у детей с аутистическим расстройством
- нарушения при использовании невербальных способов поведения, например зрительного
контакта, выражения лица;
- отсутствие речи или характерные речевые нарушения (например, эхолалия);
- неспособность формировать отношения со сверстниками;
- недостаточное осознание существования других лиц и их чувств;
- отсутствие интереса показывать что-либо другим людям или делиться с ними своим успехом;
- отсутствие или нарушение имитационного поведения;
- отклоняющееся, стереотипное, без фантазии игровое поведение;
- упорные, зачастую нефункциональные занятия с отдельными деталями или предметами
(например, их обнюхивание, ощупывание, верчение в руках);
-
стереотипные движения тела.
|