Angeles: Western Psychological Services.
Steinhausen, H.-Ch. (1993). Psychische Storungen im Kindes- und Jugendalter (2. Aufl.). Munchen:
Urban & Schwarzenberg.
Warnke, A. (1998). Umschriebene Lese-Rechtschreibstorung. In F. Petermann (Hrsg.), Lehrbuch der
Klinischen Kinderpsychologie (3. korr. Aufl., S. 287-323). Gottingen: Hogrefe.
Wieczerkowski, W., Nickel, H., Janowski, A., Fittkau, B. & Rauer, W. (1980). Angstfragebogen fur
Schuler (AFS) (6. Aufl.). Braunschweig: Westermann.
39.2. Нарушения поведения и развития в детском и подростковом возрасте: интервенция
Франц Петерманн
1. Введение
Согласно современным исследованиям, проведенным в США, сегодня от 12 до 17% детей и
подростков страдают эмоциональными расстройствами или нарушениями поведения (Kazdin, 1991).
Аналогичные результаты показали также и исследования, проведенные в немецкоязычных странах. В
одном проспективном лонгитюдном исследовании (Esser et al., 1992) было показано, что 16-18% детей и
подростков в возрасте от 8 до 18 лет имеют психические нарушения, из которых примерно четверть
(что соответствует 200 000 в прежних федеральных землях) срочно нуждаются в лечении. Многие из
этих нарушений характеризуются хроническим течением, а значит, продолжаются и во взрослом
возрасте. Тума сообщает (Tuma, 1989), что лишь 1% всех нуждающихся в лечении получает
стационарную помощь, 5% получают амбулаторную, а 80% вообще не получают никакой
профессиональной помощи! Терапевтические услуги охватывают преимущественно медицинские,
фармакологические, психологические и относящиеся к питанию мероприятия. Только некоторые из них
хорошо обоснованы эмпирически; эффективность фармакологических и когнитивно-поведенческих
подходов достаточно хорошо доказана (Schmidt & Brink, 1995). Группа авторов (Weisz, Weiss, Han,
Granger & Morton, 1995) провела метаанализ 150 сравнительных исследований различных видов
терапии и выявила более высокую эффективность поведенческой терапии по отношению к
неповеденческим (клиенто-центрированным и психодинамическим) формам терапии. Позитивный
эффект достигался главным образом благодаря систематической десенсибилизации, оперантным
методам, а также научению по моделям и комбинации методов. Среди неповеденческих форм терапии
относительно высокую эффективность показали личностно-центрированные подходы, хотя общая
эффективность и была оценена как невысокая (см. Dopfner, 1997; Heekerens, 1996). Несмотря на эти
данные, сегодня при работе с детьми и подростками по-прежнему используются и непроверенные, и
слабо эффективные формы терапии. Чреваты последствиями и другие факты, например между
возникновением расстройства и началом его лечения обычно проходит слишком много времени.
Большинство аутистических расстройств начинается, например, в первый год жизни ребенка, однако
впервые оно идентифицируется между четвертым и пятым годами. Ранняя терапия антисоциального
поведения у младших школьников могла бы предотвратить его хронизацию и развитие тяжелых
агрессивных расстройств в подростковом возрасте (Tolan, Guerra & Kendall, 1995). Профилактика и
раннее распознание риска развития психического заболевания в немецкоязычных странах играет, к
сожалению, все еще второстепенную роль.
Лечение нарушений поведения и нарушений развития с середины 80-х годов претерпело
значительные изменения. Психологические меры, ориентированные на содействие развитию, все чаще
направлены не только на самого отклоняющегося от нормы ребенка, но и на его семью и дальнее
социальное окружение (детский сад, школа). Если целью является проведение широкомасштабных
мероприятий и целенаправленный прогноз эффективности, то необходимы (Patterson, Reid & Dishion,
1990) терапевтические тренинговые комплексы, которые позволили бы ребенку или его семье
сформировать новое поведение в различных сферах жизни. Эти комплексы включают
дифференцированно разработанные составные части, рассчитанные на уровень развития ребенка. Эта
концепция вытеснила изолированное применение таких конкретных методов, как подходы к решению
проблем или самоконтролю. Новым является также то, что клинические нарушения детей и подростков
рассматриваются с точки зрения хода их развития и в зависимости от задач развития (Kusch &
Petermann, 1996). Таким образом, психопатология развития занимается, например, такими аспектами,
как обусловленная развитием трансформация гиперактивности в агрессивность и позднее в
|