рассматривать долговременную эффективность, то преимущество комбинированной интервенции
становится очевидным. Для достижения максимальной терапевтической эффективности Депфнер
(Dopfner, 1996) предлагает последовательно использовать различные терапевтические стратегии,
индивидуально подобранные в каждом конкретном случае. В зависимости от того, как сильно
генерализовано проблемное поведение ребенка, проявляется ли оно и дома, и как быстро должно быть
достигнуто уменьшение симптоматики, чтобы, например, это не отразилось на посещении школы,
необходимо дифференцированно использовать тренинг самоинструктирования, лечение стимуляторами
и/или тренинг родителей. Использовать лечение стимуляторами первым показано (Dopfner et al., 1996) в
том случае, если имеется тяжелая, выходящая за рамки конкретной ситуации симптоматика и
обстоятельства требуют как можно более быстрой ее редукции. Но стабильного улучшения поведения
можно достичь, только сформировав у ребенка новое поведение, недостающие навыки и изменив
окружающие условия в школе и в родительском доме. При лечении дошкольников на переднем плане
должны стоять тренинг родителей, интервенция в детском саду и игровые тренинги (Dopfner et al.,
1996). Медикаментозная терапия должна использоваться лишь в том случае, если другие методы не
принесли желаемого успеха.
8.2.2. Фармакологическое лечение аутизма
Согласно обзору Куша и Петерманна (Kusch & Petermann, 1991), 25% всех аутичных детей, как и
75% аутичных подростков, проходят фармакологическое лечение, причем применяются лекарства
самого различного рода. По причине комплексного характера этого расстройства, больших
индивидуальных различий детей и множественных неврологических нарушений существует лишь
несколько лекарств, которые успешно применяются для лечения аутичных детей (новый обзор о
современном уровне знаний см. у McDougle, Price & Volkmar, 1994). И если лечение седативными
средствами, стимуляторами, антидепрессантами и витаминами является неэффективным,
парадоксальным или эффективным только в некоторых случаях, то более многообещающим кажется
лечение нейролептиками и блокаторами серотонина, например кломипрамином и флувоксамином (см.
Lewis, 1996; McDougle, Price & Volkmar, 1994).
Часто эффективно можно воздействовать только на некоторые симптомы и определенные
подгруппы аутичных детей. Так, с помощью блокаторов серотонина можно уменьшить, прежде всего,
навязчивое или стереотипное поведение детей. Аутичные взрослые, прошедшие лечение селективным
блокатором серотонина флувоксамином, согласно современным исследованиям демонстрируют менее
агрессивное, импульсивное и стереотипное поведение (Sheman, 1995). Надежда, что благодаря
антагонистам опиатов, таких как налтрексон, можно успешно уменьшать саморазрушающее поведение,
в соответствии с новыми эмпирическими данными не подтвердилась (Lewis, 1996). Нейролептики
выделяются благодаря своему одновременному воздействию на многие «психотические» симптомы, не
устраняя, правда, их причины (см. Holm & Varley, 1989; Kusch & Petermann, 1991). Так, нейролептик
галоперидол воздействует на два симптома аутистического расстройства, а именно на неконтактность и
стереотипное поведение. Комбинация галоперидола и поведенческого тренинга при лечении эхолалии,
нарушений коммуникации и сниженной речевой активности аутичных детей оказалась эффективнее,
чем поведенческая терапия или фармакотерапия, применяемые по отдельности (см. Campbell & Spencer,
1988). При продолжительном применении галоперидола повышаются показатели интеллектуальных
тестов. В любом случае, чтобы избежать негативных побочных эффектов, например дискинезии,
необходимо придерживаться низкой дозировки.
Экспериментальные исследования лечения нейролептиками показали, что особенно хороших
результатов у аутичных детей с такими симптомами, как гиперактивность, агрессивность, низкая
толерантность к фрустрации и нарушения внимания, можно достичь при использовании галоперидола
(см. Kusch & Petermann, 1991). Как обнаружили Кемпбелл и Спенсер (Campbell & Spencer, 1988),
наиболее эффективны комбинации медикаментозного лечения и поведенческой терапии. К сожалению,
контролируемые исследования эффективности психофармакологических препаратов и их показания для
совместного использования с психотерапией для лечения аутичных детей очень редки!
9. Обобщение результатов
Проблемы лечения аутизма. В разделе, посвященном аутизму, мы уже упоминали о
фундаментальных проблемах генерализации. Особую трудность при обсуждении вопросов, связанных с
|