Navigation bar
  Print document Start Previous page
 875 of 947 
Next page End  

нового типа. Лабораторные исследования, в которых пожилые люди обучались специальным
мнемоническим стратегиям с целью свободного вспоминания слов или цифр, показали, что после
прохождения тренинга памяти результаты участников значительно улучшились. Они были в состоянии
вспомнить даже длинные последовательности слов и цифр (Kliegl, Smith & Baltes, 1989). Правда,
когнитивные ресурсы в пожилом возрасте меньше, чем в молодом возрасте: если тренинг провести в
более сложных условиях (более продолжительные программы тренинга, увеличение скорости
предъявления слов или цифр), то пожилые люди будут показывать худшие результаты, чем молодые
участники. Данные лабораторных исследований, указывающие на наличие способности к научению,
были продемонстрированы и при экологически валидных постановках задач. В качестве примера можно
привести результаты исследования условий сохранения и поощрения самостоятельности в преклонном
возрасте (Oswald & Rodel, 1994) (см. прим. 40.2.1).
Примечание 40.2.1. Исследование «Условия сохранения и поощрения самостоятельности в
преклонном возрасте» («Bedingungen der Erhaltung und Forderung von Selbstandigkeit im hoheren
Lebensalter»; Oswald & Rodel, 1994)
Постановка вопроса
Насколько эффективны различные методы интервенции, заключающиеся в поощрении
самостоятельности людей преклонного возраста?
Метод
-
Выборка: всего (в начале тренинга) приняло участие 375 испытуемых в возрасте 75-93 лет (М =
79.5; s = 3,5). 272 из них были разделены на 5 групп, в которых использовался тот или иной метод
интервенции, остальные 103 человека составили контрольную группу. Наблюдения продолжались в
течение 9 месяцев.
-
Интервенция:
1) тренинг компетентности: цель — обучение общим стратегиям совладания с обусловленными
старением изменениями и повседневными проблемами;
2) тренинг памяти;
3) психомоторный тренинг координированных и уверенных движений;
4) комбинация тренинга компетентности и психомоторного тренинга;
5) комбинация тренинга памяти и психомоторного тренинга.
Результаты
-
Тренинг памяти: участники достигли улучшения (значение равно 0,40, в контрольной группе
0,01). 98% участников группы, прошедшей тренинг (против 52% контрольной группы), смогли
улучшить свое исходное состояние.
-
Тренинг компетентности:
66% участников группы, прошедшей этот тренинг (против 53%
контрольной группы), улучшили стратегии преодоления повседневных проблем.
-
Психомоторный тренинг:
зафиксировано улучшение адаптационной способности и
способности к психомоторному переключению.
-
Психомоторный тренинг с тренингом компетентности или тренингом памяти:
обе
комбинации дали благоприятный эффект относительно психомоторного статуса.
-
Комбинация тренинга памяти и психомоторного тренинга:
психопатологический статус
значительно улучшился (значения z = 0,45).
---
2.3. Социальное старение
Для понимания удовлетворенности жизнью, работоспособности и самостоятельности в пожилом
возрасте важны также социально-культурные факторы. С одной стороны, социальное окружение
предлагает (или запрещает) креативно использовать опыт и навыки и тем самым вносит свой вклад в
сохранение (или снижение) удовлетворенности жизнью и работоспособности. С другой стороны,
социальное окружение, пространственная обстановка и институциональная сфера (последняя включает
в себя всевозможные организации и службы, занимающиеся проблемами пожилых людей) выполняют
функцию поддержки, которая имеет большое значение для сохранения удовлетворенности жизнью и
работоспособности, однако прежде всего самостоятельности в пожилом возрасте. В табл. 40.2.2
приведены факторы окружающей среды, оказывающие влияние на чувство удовлетворенности жизнью,
работоспособность и самостоятельность в пожилом возрасте.
Hosted by uCoz