Navigation bar
  Print document Start Previous page
 934 of 947 
Next page End  

системы.
Шлиппе и Швейцер (Schlippe & Schweitzer, 1996, S. 114 и далее) добавили еще пятую систему
помощи:
5) самораскрытие (терапия, направленная на самопознание).
Если предприятие заключает с консультантом «контракт на самораскрытие», это еще не
означает, что существуют проблемы, которые необходимо решить. Заказ может быть мотивирован не
наличием актуальной проблемы, а потребностью в саморефлексии.
При клинико-психологических методах интервенции на производстве консультирование по
профессиональным вопросам и инструктирование имеют значительно более высокую ценность, чем в
психотерапии. Сотрудники предприятий, ищущие помощь, часто обращаются за психологической
помощью слишком поздно, в острых кризисных ситуациях. Вся профессиональная сфера жизни
ищущих помощи сотрудников может зависеть во время кризисов от быстрого профессионального
анализа, советов и решений. Только после этого открываются возможности для дальнейшей
терапевтической помощи. По крайней мере в начальной фазе консультирования профессиональная и
психологическая консультация, инструктаж и сопровождение консультантом, анализ и решение
профессиональных проблем самим обратившимся за помощью образуют тесно взаимосвязанное
единство. Лишь в ходе процесса, на основе опыта может возникнуть помощь, близкая к
психотерапевтической. Большую роль в этом играют процессы самораскрытия или саморефлексии,
которым помогают вопросы, касающиеся самонаблюдения, самооценки и прояснения целей. Однако
более уместно здесь говорить о содействии «самотерапии» или о «самоорганизующемся научении» (см.
Greif & Kurtz, 1996). Это больше соответствует активной, целенаправленной роли клиентов-
сотрудников предприятия в решении проблем. На рис. 43.2.1 представлены системные взаимосвязи.
Рис. 43.2.1. Системы помощи и саморефлексия
Для приближенного к практике «наведения мостов» между методами интервенции клинической
психологии и психологией труда и организационной психологией предлагаются подходы системной
терапии и консультирования, как их представили Шлиппе и Швейцер (Schlippe & Schweitzer, 1996).
Здесь мы находим много полезных советов об исходных установках консультантов, о контрактах и
начале разговора, методах проведения анализа и опроса, а также о завершении интервенции, которые
можно выучить на семинарах и при супервизии.
2.3. От коррекции недостатков к динамической интервенции и самообучающейся
организации
Майнер (Miner, 1992) разработал клинико-психологическую модель для диагностики и
интервенции в условиях производства, которая основывается на предположении, что нарушение
Hosted by uCoz