Navigation bar
  Print document Start Previous page
 10 of 584 
Next page End  

автора в связи с той общественной ситуацией, в которой они возникли, с тем объективным контекстом
исторического развития научного познания, в который они вошли, они в этих новых связях
раскрываются и в новом содержании. В системе знания, в историческом контексте общественного
познания раскрывается их значение для познания действительности и выделяется их объективное
содержание; в индивидуальном сознании, в зависимости от конкретного пути развития данного
индивида, его установок, замыслов, намерений, они наполняются иным конкретным содержанием и
приобретают иное конкретное значение: те же самые положения, формулы и т. д. имеют в одном и
другом случае то же и не то же самое значение, или, сохраняя одно и то же объективное предметное
значение, они приобретают у разных субъектов в зависимости от их мотивов и целей различный смысл.
Сознание конкретного реального индивида — это единство переживания и знания.
В сознании индивида знание не представлено обычно в «чистом», т. е. абстрактном, виде, а лишь
как момент, как сторона многообразных действенных, мотивационных, личностных моментов,
отражающихся в переживании.
Сознание конкретной живой личности — сознание в психологическом, а не в идеологическом
смысле слова — всегда как бы погружено в динамическое, не вполне осознанное переживание, которое
образует более или менее смутно освещ¸нный, изменчивый, неопредел¸нный в своих контурах фон, из
которого сознание выступает, никогда, однако, не отрываясь от него. Каждый акт сознания
сопровождается более или менее гулким резонансом, который он вызывает в менее осознанных
переживаниях, — так же как часто более смутная, но очень интенсивная жизнь не вполне осознанных
переживаний резонирует в сознании.
Всякое переживание дифференцируется от других и определяется как такое-то переживание
благодаря тому, что оно является переживанием того-то.
Внутренняя природа его выявляется в его
отношении к внешнему. Осознание переживания — это всегда выяснение его объективного отношения
к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно
может быть реализовано. Осознание переживания, таким образом, всегда и неизбежно — не замыкание
его во внутреннем мире, а соотнесение его с внешним, предметным миром.
Для того чтобы осознать сво¸ влечение, я должен осознать предмет, на который оно направлено.
Человек может испытывать неопредел¸нное чувство неприятного беспокойства, истинной природы
которого он сам не осознает. Он обнаруживает нервозность; с меньшим, чем обычно, вниманием следит
за работой, от времени до времени, ничего специально как будто не ожидая, поглядывает на часы. Но
вот работа окончена. Его зовут обедать; он садится за стол и с несвойственной ему поспешностью
начинает есть. Неопредел¸нное чувство, о котором первоначально трудно сказать, что оно собственно
собой представляет, впервые определяется из этого объективного контекста, как ощущение голода.
Утверждение, что я ощущаю голод или жажду, есть выражение моего переживания. Никакое описание
или опосредованная характеристика переживания не сравнится с самим переживанием. Но определение
этого переживания как переживания голода или жажды включает утверждение о состоянии моего
организма и о тех действиях, посредством которых это состояние может быть устранено. Вне
отношения к этим фактам, лежащим вне внутренней сферы сознания, переживание не может быть
определено; вне отношения к этим фактам невозможно определить, что мы испытываем. Установление
«непосредственных данных» моего сознания предполагает данные, устанавливаемые науками о
внешнем, предметном мире, и опосредовано ими. Собственное переживание позна¸тся и осозна¸тся
человеком лишь через посредство его отношения к внешнему миру, к объекту. Сознание субъекта
несводимо к голой субъективности, извне противостоящей всему объективному. Сознание — единство
субъективного и объективного.
Отсюда понятным становится истинное взаимоотношение
сознательного и бессознательного, разрешающее парадокс бессознательной психики.
Навряд ли у человека какое-либо психическое явление может быть вовсе вне сознания. Однако
возможно не осознанное, «бессознательное» переживание. Это, конечно, не переживание, которое мы
не испытываем или о котором мы не знаем, что мы его испытываем; это переживание, в котором не
осознан предмет, его вызывающий. Не осознанным является собственно не само переживание, а его
связь с тем, к чему оно относится, или, точнее, переживание является неосознанным, поскольку не
осознано, к чему оно относится; пока не осознано, переживанием чего является то, что я переживаю, я
не знаю, что я переживаю. Психическое явление может быть осознано самим субъектом лишь через
посредство того, переживанием чего оно является.
Бессознательным часто бывает молодое, только что зарождающееся чувство, в особенности у
юного, неопытного существа. Неосознанность чувства объясняется тем, что осознать сво¸ чувство
значит не просто испытать его как переживание, а и соотнести его с тем предметом или лицом, которое
Hosted by uCoz