Navigation bar
  Print document Start Previous page
 12 of 584 
Next page End  

осознанное, когда осознан объект, на который оно направляется. Осознание влечения происходит,
таким образом, опосредованно через связь с предметом влечения. Точно так же осознать сво¸ чувство
значит не просто испытать связанное с ним волнение, неизвестно чем вызванное и что означающее, а
соотнести его надлежащим образом с тем предметом или лицом, на которое оно направляется. Таким
образом, наши собственные переживания познаются и осознаются опосредованно через отношение их к
объекту. (Этим объясняется и то, что данные интроцепции (см. дальше) остаются обычно
«подсознательными».) Но осознание одного и не осознание другого содержания имеет обычно за собой
те или иные мотивы, а не объясняется только неопытностью, незнанием и т. п. негативными
основаниями. Неосознание (или неадекватное осознание) именно данного влечения, чувства, поступка и
т. д. обусловлено обычно тем, что его осознанию противодействуют динамические тенденции, силы,
исходящие из того, что оказывается значимым для индивида, включая нормы идеологии и
общественные оценки, которыми руководствуется индивид. Заключ¸нные в переживаниях тенденции,
зависящие от того, что оказывается значимым для личности, контролируют таким образом в той или
иной мере избирательный процесс их осознания.
Психика и сознание
Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования
психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая,
субъективная, форма существования психического — это рефлексия, интроспекция, самосознание,
отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся
у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания,
считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в н¸м,
ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную
или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или
выводилось из него.
Между тем, ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и
соответствующие психические процессы — это не то, что первично осозна¸тся, а то, посредством чего
нечто — предмет — осозна¸тся. Сознание первично не смотрение внутрь на ощущения, восприятия и т.
д., а смотрение ими или посредством них на мир, на его предметное бытие, порождающее эти
ощущения и восприятия. Специфично для сознания, как такового, в его отличие от психики в целом,
предметное значение,
смысловое, семантическое содержание, носителем которого являются
психические образования. Семантическое же содержание сознания сформировалось у человека в
процессе порождения у него языка, речи; оно сложилось в процессе общественно-исторического
развития; семантическое содержание сознания — это общественное образование. Таким образом,
сознание индивида размыкается не только по отношению к предметному миру, но вместе с тем и по
отношению к общественному сознанию. Сама связь сознания с предметным миром, реализуемая его
семантическим содержанием, опосредована его общественной сущностью.
Поскольку психическое, внутреннее определяется посредством своего отношения к внешнему,
оно не «чистая», т. е. абстрактная, непосредственность, каковой она обычно представляется, а единство
непосредственного и опосредованного. Между тем для идеалистической интроспективной психологии
сознания всякий психический процесс есть то, чем он непосредственно представляется сознанию
переживающего его субъекта; бытие психического исчерпывающе определяется его непосредственной
данностью сознанию; оно поэтому превращается в сугубо личностное достояние: каждому субъекту
даны только явления его сознания, и явления его сознания даны только ему; стороннему наблюдателю
они принципиально недоступны; они замыкаются во внутреннем мире, доступном лишь для
самонаблюдения, или интроспекции; психология должна поэтому изучать психические явления в
пределах того индивидуального сознания, которому они непосредственно даны; сущность и явление
будто бы совпадают в области психологии, т. е. собственно в ней сущность будто бы непосредственно
сводится к явлению: вс¸ психическое — это лишь феноменальное, лишь явление сознания. Между тем в
действительности бытие психического вовсе не исчерпывается его данностью сознанию субъекта,
рефлектирующего на свои переживания. Психические факты — это прежде всего реальные свойства
индивида и реальные процессы, выявляющиеся в его деятельности. Реальный биологический смысл
возникновения и развития психики в процессе эволюции в том именно и заключался, что развитие
психики животных, обусловленное изменением их взаимоотношений со средой, в свою очередь
приводило к изменению этих взаимоотношений и их поведения. Развитие сознания у человека в
Hosted by uCoz