Navigation bar
  Print document Start Previous page
 14 of 584 
Next page End  

признавала явления сознания непосредственной данностью, центральным в психологии должно быть
признано то положение, что психическое включено в связи, выходящие за пределы внутреннего мира
сознания, опосредовано отношениями к внешнему, предметному миру и лишь на основе этих
отношений может быть определено. Сознание всегда является осознанным бытием. Сознание предмета
определяется через сво¸ отношение к предмету сознания. Оно формируется в процессе общественной
практики. Опосредование сознания предметом — это реальная диалектика исторического развития
человека. В продуктах человеческой — по существу своему общественной — деятельности сознание не
только проявляется, через них оно и формируется.
Отношение сознания, психики к бытию никак не может быть сведено к одному лишь отношению
теоретического субъекта к объекту. Оно включает и практическое отношение. Сознание не только
знание и отображение — рефлексия бытия, но и практическое отношение к нему субъекта.
Чисто теоретическое сознание — абстракция; свою реальную основу эта абстракция получает
только на высших ступенях развития, когда с выделением из практической деятельности деятельности
теоретической впервые выделяется теоретическое сознание как относительно самостоятельное
производное образование, связанное с специфической установкой субъекта на познание. Теоретическое
отношение — отношение производное; первичным и определяющим является, как правило, отношение
практическое, которое в конечном сч¸те охватывает и пронизывает теоретическую деятельность
сознания. Это сказывается во вс¸м строении сознания. Сознание по глубочайшему своему существу не
только созерцание, отображение, рефлексия, но также отношение и оценка, признание и отвержение,
утверждение и отрицание, стремление и отвержение и т. д. Сознание человека — это свидетельство и
производный компонент его реальной жизни. Содержание и смысл сознания как реального
психологического образования определяется контекстом жизни — реальными жизненными
отношениями, в которые включ¸н человек, его делами и поступками.
Сознание выражает бытие индивида. Каждый же индивид, и человек в том числе, связан с
окружающим его миром и нуждается в н¸м. Эта реальная, материальная, практическая связь человека и
каждого живого существа с миром выражается в многообразной системе сил, динамических тенденций.
Их порождает в индивиде то, что оказывается значимым для него в мире. Значимое для человека, для
личности как общественного индивида не сводится к одному лишь личностному, только партикулярно-
личностно-значимому, оно включает и общественно-значимое, всеобщее, которое, становясь значимым
для личности и в этом смысле личностно-значимым, не переста¸т от этого оставаться общественно-
значимым.
Практическое сознание человека как общественного существа — это в высших своих
проявлениях нравственное сознание. Общественно-значимое, переходя в личностно-значимое для
человека, порождает в н¸м динамические тенденции долженствования, далеко выходящие за пределы
динамических тенденций только личностных влечений. Противоречивое единство одних и других
определяет мотивацию человеческого поведения.
Психика и деятельность
Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определ¸нную
цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определ¸нное отношение человека к окружающему.
Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного
переживания. Каждое самое простое человеческое действие — реальное физическое действие человека
— является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или менее насыщенным
переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим. Стоит только
попытаться обособить переживание от действия и всего того, что составляет его внутреннее
содержание, — мотивов и целей, ради которых человек действует, задач, которые его действия
определяют, отношения человека к обстоятельствам, из которых рождаются его действия, — чтобы
переживание неизбежно исчезло вовсе. Жизнью подлинных больших переживаний жив¸т только тот,
кто занят непосредственно не своими переживаниями, а реальными, жизненно значимыми делами, —
так же как обратно — подлинные, сколько-нибудь значимые в жизни человека деяния всегда исходят из
переживания. Когда специально ищут переживание, находят пустоту. Но пусть человек отдастся
действию — глубокому, жизненному — и переживания нахлынут на него. Переживание рождается из
поступков, в которых завязываются и развязываются отношения между людьми, — как и сами
поступки, особенно такие, которые становятся существенными обстоятельствами в жизни человека,
рождаются из переживаний. Переживание — и результат и предпосылка действия, внешнего или
Hosted by uCoz