Navigation bar
  Print document Start Previous page
 144 of 584 
Next page End  

проявляется.
Уже перенос действия из одной ситуации в другую, однородную, но не тожественную с ней,
заключает в себе элементы, зачатки генерализации, обобщения и абстракции. Но, направляясь на
определ¸нную цель, на достижение определ¸нного и особенно нового, лишь предвосхищаемого
результата, действие не всегда может осуществляться посредством переноса уже выработавшихся
при¸мов. Совершаясь в условиях, изменившихся коренным образом, оно требует нахождения новых
средств, а для этого необходимо осознание существенных для хода действия отношений, связей,
зависимостей, — т. е. мышления. Иногда эта работа мысли вплетена в сам ход действия, и действие,
которое тут же, на ходу прокладывает себе новые пути, выступает таким образом как внешняя
объективная форма существования мышления. Иногда же сам ход действия, средства, которые вводятся
для достижения его конечного результата, обнаруживают предварительную, до и вне его
совершившуюся, работу мысли, обобщающей данные, далеко выходящие за пределы той ситуации, в
которой совершается действие. Любая техническая операция в промышленности, основывающаяся на
знании законов физики, может служить тому примером. Работа мысли, совершающаяся в данном случае
вне действия, обнаруживается в действии же, в его сложно опосредованном отношении к ситуации, в
которой оно совершается. Анализ действия в его соотношении с ситуацией, в которой оно совершается,
обнаруживая детерминированность действия соотношениями, выходящими за пределы отдельных
частных ситуаций, в которых оно совершалось и совершается, вскрывает за ним опосредующую его
работу мышления.
С развитием представлений, воображения, мышления связано развитие и аффективно-
эмоциональной стороны психики. На чувственной основе аффективной чувствительности развивается
большое многообразие различных чувств и эмоций. Находясь всегда в том или ином соотношении с
вызывающими его побуждениями, потребностями, интересами, деятельность обычно включает и ту или
иную эмоциональную характеристику. Эмоции рождаются в действии из соотношения действия с
побуждениями, потребностями, интересами, его вызывающими, и развивается по ходу действия в
зависимости от существа стоящей перед индивидом задачи и его отношения к ней. Поэтому в каждом
действии заключены также хотя бы зачатки эмоциональности.
Зачатки воли в виде стремлений, тенденций, являющихся активной стороной потребности,
заключены в побуждениях любого действия; каждое действие включает в себя этот исходный момент в
развитии воли. Он первично выражен в сенсорно-аффективной чувствительности и неотрывен от
чувствительности и аффективности. Воля включает, далее, осознание цели действия, вытекающей из
вызвавших его потребностей, и сознательное подчинение поставленной цели всего хода действия.
Такой целенаправленный сознательный характер носит всякое специфически человеческое действие,
структура которого сформировалась в труде, всегда направленном на производство определ¸нного
продукта, на определ¸нный результат. Осознание цели и предвидение результата отличает волевое
действие от инстинктивного и выражается в самом его протекании.
Волевое действие в более узком и специфическом смысле слова, связанное с борьбой мотивов,
усилием, преодолением трудностей, возникает в том частном случае, когда появляется противоречие,
конфликт между желанной целью и тягостными средствами или последствиями е¸ осуществления и
совершение действия предполагает подчинение конфликтных тенденций основному устремлению. В
тех случаях, когда конфликт тенденций оказывается очень тяж¸лым, вынужденное торможение очень
сильной тенденции — сверхмерно трудным, сознательное регулирование действия — непосильным,
волевое действие превращается в импульсивное действие, в аффективную разрядку; такое действие
теряет собственно сознательно целенаправленный характер.
Нормальное волевое действие включает и более или менее аффективные тенденции и их
сознательный контроль на основе работы мысли по анализу средств и уч¸ту последствий своих
поступков. Если познавательные и эмоциональные процессы выделяются как частные стороны в
психологическом анализе действия, то воля, будучи, с одной стороны, свойством личности, с другой —
неразрывно сливается с человеческим действием в целом.
Таким образом, в действии, как «клеточке», или «ячейке», представлены зачатки всех элементов
или сторон психики. При этом особенно важно то, что в н¸м они представлены не во внешних
искусственных соотношениях, продиктованных какой-нибудь классификационной схемой, которая
объединяет то, что с точки зрения избранного ею классификационного принципа представляется
однородным, общим, часто не считаясь с тем, что реально связано; в действии все стороны психики
выступают в тех взаимосвязях, в которых они реально существуют в действительности.
В целях углубл¸нного научного познания правомерно, однако, и даже совершенно необходимо
Hosted by uCoz