адаптации,
в приспособлении органа к длительно воздействующему раздражителю; приспособление
это выражается в изменении чувствительности понижении или повышении е¸. Примером может
служить факт быстрой адаптации к одному какому-либо длительно действующему запаху, в то время
как другие запахи продолжают чувствоваться так же остро, как и раньше.
Уменьшение интенсивности ощущения при длительном воздействии раздражителя находит себе
объяснение в уменьшении частоты нервных импульсов, пробегающих по афферентному нерву,
идущему от рецептора в центральную нервную систему. Эдриан (Adrian) установил, что все рецепторы
могут быть разбиты на две группы: 1) рецепторы с быстрой адаптацией к раздражителю и быстрым
привыканием к нему, что выражается ослаблением ощущения при продолжающемся раздражении
органа чувств (тактильные рецепторы), и 2) рецепторы с медленной адаптацией, при деятельности
которых ощущение почти не ослабевает (проприорецепторы).
С адаптацией тесно связано и явление контраста,
которое сказывается в изменении
чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) раздражения. Так, в силу
контраста обостряется ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после
горячего и т. д. Следует отметить также свойство рецепторов задерживать ощущения, выражающееся в
более или менее длительном последействии раздражений. Так же как ощущение не сразу достигает
своего окончательного значения, оно не сразу исчезает после прекращения раздражения, а держится
некоторое время и лишь затем постепенно исчезает. Благодаря задержке при быстром следовании
раздражений одного за другим происходит слияние отдельных ощущений в единое, слитное целое, как,
например, при восприятии мелодий, кинокартины и пр.
Дифференциация и специализация рецепторов не исключает их единства, выражающегося в их
взаимодействии. Это взаимодействие рецепторов выражается, во-первых, во влиянии, которое
раздражение одного рецептора оказывает на пороги другого. Так, зрительные раздражения влияют на
пороги слуховых, а слуховые раздражения на пороги зрительных (Лазарев, Кравков), точно так же на
пороги зрительных ощущений оказывают влияние и обонятельные ощущения (см. дальше).
На взаимодействии рецепторов основан метод сенсибилизации одних органов чувств и, в первую
очередь, глаза и уха пут¸м действия на другие органы чувств слабыми или кратковременными,
адекватными для них, раздражениями.
Взаимосвязь ощущений проявляется, во-вторых, в так называемой синестезии. Под синестезией
разумеют такое слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной
модальности перекосятся на другую, разнородную, например, при цветном слухе качества
зрительной сферы на слуховую. Формой синестезии, относительно часто наблюдающейся, является
так называемый цветной слух (audition coloree). У некоторых людей (например у А. Н. Скрябина; в ряде
случаев, которые наблюдал А. Бине; у мальчика, которого исследовал А. Ф. Лазурский; у очень
музыкального подростка, которого имеет возможность наблюдать автор) явление цветного слуха
выражено очень ярко. Отдельные выражения, отражающие синестезии различных видов ощущений,
получили права гражданства в литературном языке; так, например, говорят о кричащем цвете, а также о
т¸плом или холодном колорите и о т¸плом звуке (тембре голоса), о бархатистом голосе.
Теоретически природа этого явления не вполне выяснена. Иные авторы склонны объяснять его
общностью аффективных моментов, придающих ощущениям различных видов один и тот же общий им
эмоционально-выразительный характер.
Взаимодействие рецепторов выражается, наконец, в той взаимосвязи ощущений различных
рецепторов, которое постоянно происходит в каждом процессе восприятия любого предмета или
явления. Такое взаимодействие осуществляется в совместном участии различных ощущений, например
зрительных и осязательных, в познании какого-нибудь предмета или его свойства, как-то форма,
фактура и т. п. (Даже тогда, когда непосредственно в восприятии участвует лишь один рецептор,
ощущения, которые он нам доставляет, бывают опосредованы данными другого. Так, при осязательном
распознавании формы предмета, когда зрение почему-либо выключено, осязательные ощущения
опосредуются зрительными представлениями.) В самом осязании имеет место взаимодействие
собственно кожных ощущений прикосновения с мышечными, кинестетическими ощущениями, к
которым при ощущении поверхности предмета примешиваются ещ¸ и температурные ощущения. При
ощущении терпкого, едкого и т. п. вкуса какой-нибудь пищи к собственно вкусовым ощущениям
присоединяются, взаимодействуя с ними, ощущения осязательные и л¸гкие болевые. Это
взаимодействие осуществляется и в пределах одного вида ощущений. В области зрения, например,
расстояние влияет на цвет, ощущения глубины на форму и т. д. Из всех форм взаимодействия эта
последняя, конечно, важнейшая, потому что без не¸ вообще не существует восприятия
|