объекта. Конвергенция может, таким образом, служить показателем отдал¸нности предмета, который
мы рассматриваем. Поэтому те ощущения, которые доставляет сокращение мышц, е¸ осуществляющих,
могут, присоединяясь к глубинным ощущениям, входить в чувственную основу восприятия глубинного
пространства. Они составляют е¸ проприоцептивный компонент.
Некоторую роль в восприятии расстояния может играть и тесно связанная с конвергенцией
аккомодация.
Аккомодационная мышца иннервируется тем же глазодвигательным нервом, который
иннервирует и мышцы, двигающие глазное яблоко. Поэтому аккомодация и конвергенция взаимно
связаны; это значит, что конвергенция вызывает и соответствующие аккомодационные движения, и
наоборот (что, однако, не исключает и известной независимости аккомодации и конвергенции друг от
друга). Сколько-нибудь значительную роль аккомодация играет, однако, лишь при монокулярном
восприятии глубины (преимущественно при небольших расстояниях в 25 м).
Расстояния (в глубину) могут определяться и одним глазом. Однако при таком монокулярном
восприятии глубины оценки получаются менее точными. Монокулярное восприятие глубины
пространства основывается на вторичных, вспомогательных признаках. Так, прежде всего, когда
величина объекта нам известна, восприятие его удал¸нности опирается на соотношение
воспринимаемой его величины с объективной собственной величиной предмета. Если объект
неизвестной нам величины расположен поблизости от известных нам по величине объектов, то
удал¸нность этого объекта оценивается в восприятии косвенно по отношению к этим ближе
расположенным известным по величине объектам. В том случае, когда расстояние до объекта велико, а
величина объекта точно не известна, возникают особенно значительные ошибки в оценке расстояний.
Так, например, в ясную погоду, когда воздух чист, снеговые горы, наблюдаемые с вершины другой
горы, кажутся значительно ближе, чем они есть в действительности, если между ними и зрителем нет
промежуточных очертаний гор.
О расстоянии можно косвенно судить также по перспективному смещению всех точек видимых
нами объектов при движении головы, поскольку чем ближе объект, тем больше это смещение, и чем
дальше объект, тем смещение меньше. Для определения удал¸нности освещ¸нного объекта может в
качестве вспомогательного фактора служить оценка освещ¸нности объекта в зависимости от положения
источника света.
Относительная удал¸нность объектов друг от друга определяется теми же признаками.
Направление,
в котором мы видим объект, определяется местом его отображения на сетчатой
оболочке глаза и положением нашего тела, головы и глаз по отношению к окружающим нас объектам.
Вертикальное положение нашего тела по отношению к горизонтальной плоскости земли является
исходным моментом для определения направлении, в котором человек распозна¸т окружающие его
предметы.
Практически в нашей ориентировке в пространстве более или менее значительную роль играют и
непространственные признаки. На основании таких едва уловимых признаков люди, близкие к природе,
в частности на ранних стадиях общественного развития, благодаря большой наблюдательности узнают
каждую точку знакомой им местности, каждый уголок родной реки, не будучи тем не менее в состоянии
начертить е¸ карту. На основании таких же непространственных признаков иногда ориентируется
каждый из нас: вот выйти я должен в эту дверь со ст¸ртой краской и пожелтевшей надписью, с правой
стороны повернуть у высокой реш¸тки и затем перейти улицу у часов. Иногда я сознательно
руководствуюсь этими предметами; иногда они автоматически регулируют мой путь.
Но мой путь может определяться совсем по-иному собственно пространственными
отношениями: он тогда для меня совокупность отрезков определ¸нной длины, определ¸нным
образом расположенных по отношению друг к другу. В таком случае, совершая свой путь, я своим
движением как бы вычерчиваю его по карте города. Я сумею в таком случае и начертить схему моего
пути на плане. Эта схема не только абстрактное отображение моего пути; она включается в мо¸
восприятие пространства и опосредует мою практическую ориентировку в действии. Принципиальная
невозможность для афатика нарисовать пространственную схему или план помещения, в котором он
находится, или путь, который он проходит, не есть лишь ограниченность черт¸жных или графических
возможностей. Она связана с определ¸нным типом практической ориентировки в пространстве: она
свидетельствует об отсутствии подлинного осознания пространства. Для того чтобы мой путь
определялся для меня системой пространственных отношений, я должен с самого начала как бы
расположить мо¸ исходное положение ту комнату, из которой я выходил, в определ¸нном месте
города, в определ¸нном расположении по отношению к различным его частям, в частности к тем, к
|