реализовать значение этой количественной характеристики, необходимо установить правильное
соотношение между этой количественной характеристикой и е¸ качественным заполнением, т. е.
правильно осознать реальную, содержательную вместимость часа, дня и т. д. Непосредственная
локализация во времени ограничивается лишь очень общим недифференцированным не столько
знанием, сколько «чувством» того, что данное событие близко, поскольку оно актуально, или
отдал¸нно, поскольку оно чуждо. Более точная временнАя локализация переживаемого предполагает
умение оперировать соотношениями временных величин.
Поскольку время направленная величина (вектор), однозначное его определение предполагает
не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, сутки, месяц, год, столетие), но и
постоянную отправную точку, от которой вед¸тся сч¸т. В этом время радикально отличается от
пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна
привилегированная точка. С этим связан дальнейший момент, особенно осложняющий восприятие
времени опосредованными компонентами. Естественной отправной точкой во времени является
настоящее, это «теперь», которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее
будущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется на
прошлое и на будущее, которые могут быть определены лишь через сво¸ отношение к настоящему. Но
проблематика времени здесь осложняется диалектикой всех временнЫх определений,
связанной с
текучестью времени.
Полное разрешение трудностей, связанных с текучей диалектикой временнЫх определений,
требует принятия одной общей системы координат с постоянной точкой, от которой и вед¸тся отсч¸т
посредством постоянных, общих единиц счисления (год, месяц, день). Эта исходная общая точка
отсч¸та может быть фиксирована лишь за пределами субъективного, личного переживания, в
историческом процессе определ¸нным историческим событием, от которого и вед¸тся времяисчисление
(такой-то год нашей эры на двадцатом году Октябрьской социалистической революции). Время
жизни объективно определяется лишь как время истории. Лишь на основе исторически определ¸нной
системы исчисления времени можно соотносить временнЫе показания различных наблюдателей,
свободно переходя с одной точки зрения на другую, устанавливать однозначное соответствие всех
датировок.
Все математические формулы, связанные с преобразованием систем координат,
представляют собой лишь техническое оформление той фундаментальной интеллектуальной операции,
которая заключена в каждом во временнОм отношении упорядоченном рассказе, требующем перехода
от одной отправной точки к другой. Эта операция составляет самую основную трудность, как это
показывает изучение «символической афазии».
Не может быть, таким образом, и речи о том, чтобы признать непосредственно данную
длительность переживания как нечто самодовлеющее и противопоставлять е¸ абстрактному времени,
определ¸нному в понятиях. Восприятие времени, отражающее объективное время, само опосредовано
включающимися в него интеллектуальными компонентами. Опосредованные элементы включаются в
установление и последовательности явлений и их длительности. Всякая временнАя локализация
даже пережитого требует умения оперировать временнОй схемой или «системой координат»,
выходящей за пределы переживания. Подлинно временнУю характеристику даже наше настоящее
получает, лишь когда мы в состоянии посмотреть на него и из прошлого и из будущего, свободно
перенося свою исходную точку за пределы непосредственно данного.
Настоящее отправная точка, из которой определяются и прошлое и будущее, не является в
психологическом времени абстрактной точкой, а всегда некоторым временнЫм интервалом.
Экспериментальные исследования пытались установить минимальные его размеры, или
величину «момента». Под величиной «момента» разумеют астрономическую длительность того
интервала, который воспринимается как нерасчлен¸нное настоящее, так что, например, искра,
прошедшая в течение «момента» путь в 1 м,
воспринимается как присутствующая одновременно во
всех точках этого пути, т. е. как сплошная светящаяся линия. Величина «момента» обычно определяется
установлением порога слияния раздельных периодических колебаний в одно восприятие. Для
определения порога зрительных ощущений обычно служит мелькатель. За характеристику величины
«момента» в таком случае принимается та частота вращения, при которой произойд¸т слияние ч¸рной и
белой половины вращающегося диска, так что ч¸рное и белое поле перестанут мелькать и диск будет
казаться одноцветным. Эта величина измерена и проверена на практике: она лежит в основе расч¸та
смены кадров при проекции кинофильма. Она очень близка к частоте самого низкого из
воспринимаемых тонов, и равна примерно 1/18 секунды.
А. Лаланд установил, что для тактильных раздражений частота слияния равняется в среднем 18 в
|