Navigation bar
  Print document Start Previous page
 226 of 584 
Next page End  

Путь их умственного развития, с одной стороны, свидетельствует о том, что какая-то
чувственная база для него необходима, с другой — возможность подлинно человеческого умственного
развития на такой органической чувственной базе, как у слепо-глухонемых, показывает, до какой
степени ошибочно наивно-эмпирическое представление Кондильяка о статуе, превращающейся в
человека по мере того, как в ней один за другим оживают все виды чувствительности. Путь
умственного развития человека строится не на одной лишь базе его индивидуальной чувствительности
— слишком для этого узкой даже при наличии всех видов е¸, а на общественном познании, которое
через посредство речи и общения становится личным достоянием индивида. Чувственность сохраняет
при этом сво¸ значение источника познания; она же опосредует для индивида освоение общественного
познания (в частности при восприятии речи), будучи сама опосредована им.
В развитии ощущений и восприятий реб¸нка существенную роль играет развитие восприятия
пространства и времени.
Развитие восприятия пространства у детей
Процесс овладения пространством совершается у реб¸нка в тесном единстве действия и
познания. Реб¸нок в значительной степени позна¸т пространство, по мере того как он им овладевает.
Поэтому ряд исследователей (Дж. М. Болдуин, В. Штерн) различает у детей «пропространство», или
«ротовое» пространство, «близкое», или хватательное, и «дал¸кое» пространство, которым реб¸нок
овладевает и которое также постепенно становится близким, по мере того как реб¸нок научается
самостоятельно передвигаться.
Дал¸кое пространство сначала мало дифференцировано; оценка расстояния очень неточна. В.
Штерн оспаривает достоверность известного наблюдения В. Прейера о том, как реб¸нок тянется за
луной; но он сам приходит к значительно более радикальному утверждению, а именно, что вследствие
незрелости аккомодации и конвергенции дал¸кие объекты вообще не замечаются годовалым реб¸нком,
а образуют лишь неопредел¸нный фон. По этому вопросу имеются показания Гельмгольца,
относящиеся приблизительно к 3-му—4-му году его жизни. В своей «Физиологической оптике»
Гельмгольц пишет: «Я сам ещ¸ помню, как я реб¸нком проходил мимо церковной башни (гарнизонной
церкви в Потсдаме) и увидел на галерее людей, которые мне показались куколками, и как я просил мою
мать достать мне их, что она могла бы сделать, как я тогда думал, протянув одну руку вверх».
С сценкой расстояния связана оценка размеров отдельных предметов. Для небольших
расстояний и простых фигур (по данным Дж. Франка) константность величины имеется в основном уже
к 2 годам. Однако наблюдения Гельмгольца свидетельствуют о том, что она не сохраняется для
больших расстояний. Развитие константности величины в восприятии реб¸нка продолжается ещ¸ и в
дальнейшие годы.
Правильная оценка размеров предмета при изменяющемся расстоянии связана с пониманием
перспективного сокращения предметов. Понимание перспективных изображений (требующее
понимания перспективного изменения не только размеров, но и формы предметов) является наиболее
сложным моментом пространственного изображения и развивается позднее.
Самая существенная особенность непосредственного пространства в отличие от пространства
геометрического заключается в том, что в то время как в геометрическом пространстве «нулевая точка»,
т. е. отправная точка, от которой вед¸тся отсч¸т расстояния во всех тр¸х измерениях, свободно
переносима из одной точки в любую другую, центр непосредственного пространства фиксирован в
воспринимающем индивиде; исходя от себя, он первоначально «переживает» «вверх и вниз», «вправо и
влево», «впер¸д и назад». Каждое измерение определено при этом качественными, по существу
непространственными признаками. В восприятии пространства существенное значение имеет умение
переносить свою, сначала фиксированную, точку отсч¸та в любую другую точку пространства и
переводить, «трансформировать» все пространственные отношения из одной системы отсч¸та в другую.
Стержнем общего развития понимания пространства является переход от фиксированной в себе
системы отсч¸та (координат) к системе со свободно перемещаемой точкой отсч¸та. Лишь на основе
этой операции неоформленное переживание протяж¸нности становится подлинным восприятием
пространства. Она же является предпосылкой подлинного понимания пространственной схемы, плана,
географической карты.
Восприятие формы у детей
Hosted by uCoz