Navigation bar
  Print document Start Previous page
 228 of 584 
Next page End  

предпочтение форме.
В наших опытах эта методика была изменена; казуистический, провокационный характер был из
не¸ полностью устран¸н (см. выше).
В опытах Декедр, подбирая по предложению экспериментатора «такую же» фигуру или фигуру,
которая «выглядит совершенно так же», дети, когда им предъявляли абстрактную планиметрическую
форму, большей частью (в 69% случаев) руководствовались цветом, а не формой (окрашенные в
различные цвета фигуры). Во второй серии, в которой Декедр сравнивал значимость цвета и
конкретной, предметной, а не абстрактной геометрической формы, результаты получились
противоположные тем, которые дала первая серия: дети в возрасте от 3 до 6 лет при сравнении
руководствовались преимущественно цветом лишь в 38,5% случаев, а предметной формой — в 61,5%
случаев. Сопоставлением первой и второй серии опытов Декедр подтверждает то положение, что лишь
абстрактная геометрическая форма, ещ¸ не осмысленная для реб¸нка, оказывается мало значимой;
предметная же форма, доступная пониманию реб¸нка, играет очень существенную роль в его
восприятии.
Фолькельт, стремящийся тенденциозно преуменьшить значение предметно-смыслового
содержания восприятия, обходит эти данные второй серии опытов Декедр. Неправомерно обобщая и
заостряя результаты первой серии, он говорит о «слепоте в отношении формы» у детей дошкольного
возраста. Утверждения Фолькельта не подтверждаются фактическими данными даже тех
экспериментов, на которые он ссылается. Для извлечения из них желательных ему выводов он по
существу фальсифицирует их итог, тенденциозно выдвигая результаты одной части опытов и
затуш¸вывая другие.
В правильном восприятии формы существенное значение имеет развитие константности
восприятия формы при изменении угла зрения. Развитие константности проделывает у реб¸нка
довольно значительный путь, достигая, по данным ряда исследований, своего максимума в 10—14 лет.
Надо отметить, что форма сначала воспринимается детьми в относительно большой
независимости от положения.
Дети часто рассматривают книжки с картинками в перев¸рнутом виде,
узнавая изображ¸нное на них, когда это изображение пов¸рнуто под углом в 90°, 180°, и сами иногда
изображают предметы в перев¸рнутом виде. При обучении письму эта независимость формы от
положения проявляется в встречающемся у детей зеркальном шрифте,
при котором сама форма букв
воспроизводится правильно, но правильное расположение их нарушается.
Зеркальное письмо. Независимость формы от положения
С восприятием формы, или фигурности, связан и один из путей, по которым реб¸нок ид¸т к
пониманию числа. [См. работу Менчинской — «Развитие арифметических операций у детей школьного
возраста», Учпедгиз, 1934.]
В провед¸нном под нашим руководством исследовании Френкеля (ещ¸ не опубликованная
диссертация) показано, что широко распростран¸нное альтернативное решение вопроса о том,
непосредственное ли восприятие или сч¸т является первичной основой представления о числе,
неправильно.
Представление о числе у дошкольника предполагает и сч¸т и непосредственное восприятие
объектов. Оно возникает, когда представления становятся психологическими компонентами единого
действия, целью которого является определение численности (или порядка) объектов воспринимаемого
множества. Развитие восприятия множества проходит в основном следующий путь:
а) На начальном этапе реб¸нок воспринимает и воспроизводит группу, объектов на основе уч¸та
конкретно-качественных особенностей. Способность к узнаванию и воспроизведению множества на
основе восприятия лишь пространственной формы его является, таким образом, не исходным пунктом,
Hosted by uCoz