своеобразных психических образований представлений. Представление это воспроизвед¸нный
образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. В то время как восприятие да¸т нам образ
предмета лишь в непосредственном присутствии этого предмета, в результате тех раздражений,
которые падают от него на наши периферические рецепторные аппараты, представление это образ
предмета, который на основе предшествовавшего сенсорного воздействия воспроизводится в
отсутствие предмета. Именно в этом, т. е. в отличном у представлений и восприятий отношении к
предметам, к явлениям действительности, заключается основное отличие представления от восприятия.
Как и восприятия, представления, даже общие, наглядны; представления это образы. По
сравнению с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью, хотя степень яркости
представления бывает очень различной.
Представления далее отличаются некоторой то большей, то меньшей фрагментарностью.
При внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого
дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или
части вообще не
представлены. Вместе с тем, у нас может быть единое общее представление об очень сложном целом,
например общий образ какого-нибудь художественного произведения.
Представления, наконец, отличаются большей или меньшей обобщ¸нностью. Перенося во
времени данные опыта, знания, добытые в процессе действенного отражения мира, из настоящего в
будущее и из прошлого в настоящее, процессы памяти неизбежно в какой-то мере отвлекают эти
данные от частных условий единичного момента в пространстве и времени. В них поэтому неизбежно
совершается первый шаг на пути к абстракции и обобщению. Воспроизвед¸нные образы памяти,
представления являются ступенькой или даже целым рядом ступенек, ведущих от единичного образа
восприятия к понятию и обобщ¸нному представлению, которым оперирует мышление. Во-первых,
представление может быть более или менее индивидуализированным образом воспоминания об
однократной сцене, об определ¸нном лице не вообще, а так, как оно предстало перед нами в один
особенно памятный момент. Во-вторых, представление может быть образным, но обобщ¸нным знанием
о каком-нибудь предмете так, как он нам вообще представляется, независимо от какой-то определ¸нной
частной ситуации, в которой он в том или ином случае был нами как-то воспринят. Такое представление
об определ¸нном единичном предмете в отвлечении от конкретных условий места и времени, от
специфических условий ситуации, в которой он реально предстал перед нами, предполагает уже
известное отвлечение, некоторую абстракцию, совершающуюся в пределах наглядно-образного
содержания представления. Она требует уже определ¸нной переработки. Эта переработка
воспроизвед¸нного образа-представления подготовляется в некоторых случаях уже внутри восприятия,
которое тоже, как мы видели, может обладать различной степенью общности. Эта переработка
выражается в том, что в образе-представлении выступают на передний план и сохраняют наибольшее
постоянство некоторые основные, наиболее существенные черты, которые характеризуют данный
предмет, будучи особенно существенно связаны с его значением; другие как бы стуш¸вываются,
отступая на задний план. В представлении эти последние черты отличаются часто большой
неустойчивостью, изменчивостью, текучестью. Неустойчивость представлений, выражающаяся в
изменчивости и текучести некоторых частей, свойств или деталей образа-представления, как бы вводит
в представление ряд переменных. Это обстоятельство имеет и положительное значение. Благодаря ему
представление приобретает бОльшие возможности для обобщ¸нного представительства различных
предметов, чем если бы оно было абсолютно устойчивым образованием, неизменным во всех своих
частях, свойствах и деталях.
Наконец, представление может быть обобщ¸нным образом не единичного предмета или лица, а
целого класса или категории аналогичных предметов. Существование таких общих представлений было
предметом больших философских и психологических дискуссий (Дж. Беркли и др.). Однако
существование схем не подлежит сомнению, а схема, будучи наглядной, тоже является своеобразным
представлением. Схема какого-либо прибора, машины, схема нервной системы, локализации функций в
мозгу и т. п. представляют не единичный объект, а множество однородных объектов в наглядной
форме, давая наглядное представление об их структуре. Формы схематизации, т. е. мысленной
обобщающей обработки воспроизвед¸нного образа-представления, чрезвычайно разнообразны. Они
дают многообразные виды обобщ¸нных представлений. Особое значение имеют те виды обобщающей
обработки представления, которые приводят к созданию художественного образа, соединяющего в себе
характер индивидуализированности и типичности. В таком художественном образе определяющим
является уже не воспроизведение, а преобразование, характеризующее деятельность не памяти, а
воображения.
|