через неделю. Под различными предлогами проверка воспроизведения обоих отрывков была отложена
на две недели. При проверке оказалось, что второй отрывок, в отношении которого эксперимент создал
установку на длительное запоминание, был воспроизвед¸н лучше. Можно, таким образом, запомнить
что-нибудь на срок, к специальному случаю, например к зач¸ту, с тем чтобы затем от этого материала
разгрузиться, и можно, осознав значение определ¸нного материала для всей дальнейшей
профессиональной деятельности, закрепить его длительно.
В некоторых случаях направленность личности обусловлена несознательными установками,
действующими непроизвольно, непреднамеренно. В своих исследованиях о забывании об описках,
обмолвках и т. п. З. Фрейд выявил, конечно, в специальном аспекте, соответствующем его
концепции, роль таких неосознанных установок.
Не подлежит сомнению, что в запоминании более или менее значительную роль играют
эмоциональные моменты. Эмоционально окрашенный материал запоминается при прочих равных
условиях лучше, чем эмоционально безразличный.
В психологической литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, что лучше запоминается
приятное или неприятное. По данным одних исследователей, запоминается по преимуществу
приятное (З. Фрейд), по данным других неприятное (П. П. Блонский). Разноречивость полученных
различными исследователями данных свидетельствует о том, что в такой постановке вопрос не
допускает однозначного решения. При прочих равных условиях эмоционально насыщенное будет
сильнее запечатлеваться, чем эмоционально нейтральное;
но в одних случаях лучше будет
запоминаться приятное, в других неприятное, в зависимости от того, что именно в данном
конкретном случае более актуально, более значимо в силу своего отношения к личности человека.
Приятное или радостное событие, явившееся завершением того, что утеряло всякую актуальность для
человека и похоронено им в прошлом, будет легко забыто. Приятное же воспоминание, связанное с
актуальными интересами, открывающее новые перспективы и являющееся не столько концом, сколько
началом чего-то, что ещ¸ живо и актуально, имеет все шансы хорошо запечатлеться в памяти. Равным
образом хорошо запомнится и неприятное, если оно находится в определ¸нных отношениях пусть
конфликтных и тягостных с актуальными интересами (именно в силу этой связи с ними). И
наоборот: как бы ни было что-либо неприятно в сво¸ время, оно скорее забудется, если уже мертво то,
что оно когда-то ранило. Запоминание эмоционально яркого впечатления будет зависеть от его
значимости для данной личности, от того, какое место оно займ¸т в истории е¸ развития.
При этом следует учитывать и индивидуальные характерологические особенности: при прочих
равных условиях одни люди будут более склонны к запечатлению приятного, другие неприятного (в
зависимости от бодрого, оптимистического, жизнерадостного или от пессимистического склада их
личности). Одним самолюбивым людям особенно может запомниться то, что в положительном
или отрицательном отношении затрагивает их самолюбие, другим то, что так же положительно или
отрицательно затрагивает какую-либо иную характерную для них черту. Если в памяти какого-нибудь
человека сильно запечатлеваются снабж¸нные каким-либо (положительным или отрицательным)
знаком факты, задевающие определ¸нную сторону характера, то есть все основания рассчитывать, что и
факты, снабж¸нные противоположным знаком, но затрагивающие ту же характерологическую черту,
тоже будут запечатлеваться в памяти этого человека достаточно сильно. Отношение к направленности
личности играет бОльшую роль, чем положительная или отрицательная (приятная или неприятная)
окраска впечатления.
Помимо эмоционального характера впечатления, существенную роль может играть иногда и
общее эмоциональное состояние личности в тот момент, когда впечатление, само по себе нейтральное,
было воспринято. В жизни каждого человека бывают моменты какой-то особой интенсивности и
напряж¸нности переживания, когда все силы собраны, все чувства напряжены, вс¸ как бы освещено
особенно ярким светом; каждое впечатление, даже само по себе незначительное, которое созда¸тся у
человека в такой момент, действует особенно сильно.
Таким образом, в процессе запечатления, воспроизведения и т. д. более или менее существенную
роль могут играть различные стороны и свойства психики и эмоциональные, и интеллектуальные, и
различного типа связи смысловые и ассоциативные, а также и структурные, т. е. членение материала.
Во всех случаях существенную роль при запоминании играют установки направленность
личности. Эти установки могут быть неосознанными или сознательными, основывающимися на
осознании задач, встающих перед человеком; в первом случае имеется непроизвольное запечатление, во
втором активное запоминание, которое при систематической организации превращается в
заучивание и припоминание.
|