Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 584 
Next page End  

в этом отношении замкнуться в чисто имманентном — феноменологическом описании психических
явлений, оторванном от изучения их психофизиологических механизмов.
Неправильно было бы недооценивать значение физиологических методик в психологическом
исследовании. Так, в частности павловская методика условных рефлексов является мощным средством
анализа чувствительности.
Однако физиологический анализ и, значит, физиологическая методика в психологическом
исследовании может играть лишь вспомогательную роль и должна занимать в н¸м поэтому лишь
подчин¸нное место.
Решающим вопросом при этом является, однако, не столько это разграничение и подчинение
одного из них другому, сколько умение правильно их соотнести, так чтобы в конкретной практике
психофизического исследования они образовали подлинное единство. Под этим углом зрения должна
быть пересмотрена пронизанная дуализмом постановка исследований в традиционной психофизиологии
ощущения и движения и разв¸рнута целая система психофизических исследований, конкретно
реализующих общий принцип психофизического единства.
3. Поскольку материальные основы психики не сводятся к е¸ органическим основам, поскольку
образ мыслей людей определяется образом их жизни, их сознание — общественной практикой,
методика психологического исследования, идущего к психологическому познанию человека,
отправляясь от его деятельности и е¸ продуктов, должна опираться на социально-исторический анализ
деятельности человека. Лишь правильно определив подлинное общественное содержание и значение
тех или иных поступков человека и объективных результатов его деятельности, можно прийти к
правильному их психологическому истолкованию. Психическое не должно при этом
социологизироваться, т. е. сводиться к социальному; психологическое исследование должно поэтому
сохранять свою специфичность и самостоятельность, не растворяясь, а лишь — где это требуется —
опираясь на предварительный социологический анализ человеческой деятельности и е¸ продуктов в
общественно-исторических закономерностях их развития.
4. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических
психологических закономерностей. В этих целях необходимо не оперирование одними лишь
статистическими средними, а анализ конкретных индивидуальных случаев, потому что
действительность конкретна и лишь е¸ конкретным анализом можно раскрыть реальные зависимости.
Принцип индивидуализации исследования должен быть существеннейшим принципом нашей методики.
Однако задача теоретического психологического исследования заключается не в жизнеописании
отдельного индивида в его единичности, а в том, чтобы от единичного перейти к всеобщему, от
случайного к необходимому, от явлений к существенному в них. Для теоретического психологического
исследования изучение индивидуальных случаев является поэтому не особой областью или объектом,
но средством познания. Через изучение индивидуальных случаев в их вариативности психологическое
исследование должно идти к истинной своей цели — к установлению вс¸ более общих и существенных
закономерностей. Установка на индивидуализацию исследования и на раскрытие реальных
закономерностей должна быть поставлена в нашей психологии во главу угла в принципиальной
противоположности всем концепциям, для которых суть заключается в том, чтобы устанавливать
стандарты, оперируя статистическими средними.
5. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития. Изучение развития
психики является не только специальной областью, но и специфическим методом психологического
исследования. Генетический принцип является существенным принципом нашей методики. При этом
суть дела заключается не в том, чтобы проводить статические срезы на различных этапах развития и
фиксировать различные уровни, а в том, чтобы сделать именно переход с одного уровня на другой
предметом исследования и вскрыть таким образом динамику процессов и их движущие силы. В
частности при изучении психического развития в онтогенезе задача заключается не в том, чтобы
зафиксировать посредством как бы моментальных снимков различные, по существу абстрактные,
уровни умственного развития и отнести к ним различных детей, как бы разнеся их по различным
этажам и полкам, а в том, чтобы в ходе самого исследования продвинуть детей с одного «уровня» на
следующий, высший, и проследить в реальном процессе развития его существенные закономерности.
6. Поскольку продвижение детей с одного уровня или ступени психического развития на другой
совершается в процессе обучения, генетический принцип в выше раскрытом его понимании требует в
качестве существенного своего развития и дополнения применительно к психологии реб¸нка, помимо
индивидуализации, ещ¸ «педагогизации» психологического исследования. Надо изучать реб¸нка,
обучая его. Но принцип педагогизации психологического изучения реб¸нка означает не отказ от
Hosted by uCoz