исходя из посылок, оно раскрывает ту систему суждений, которая из них следует.
Умозаключение
Умозаключение представляет собой обычно более или менее сложный акт мыслительной
деятельности, включающий ряд операций, подчин¸нных единой цели. В умозаключении с особенной
заостр¸нностью выступает роль опосредования в мышлении. В умозаключении или выводе на
основании имеющегося знания, выраженного в посылках, приходят к новому знанию в заключении:
знание добывается опосредованно через знание, без новых заимствований в каждом отдельном случае
из непосредственного опыта. Из того, что имеет место определ¸нное положение, я могу вывести новое
положение объективное знание, которое в исходном положении не дано. В этом основная
ценность умозаключения. Заключение оказывается возможным, очевидно, только в силу существования
объективных связей и отношений вещей, которые в н¸м раскрываются. Решающим моментом для
умозаключения как мыслительного акта опять-таки является следующее: отношения, которые мы в
выводе усматриваем, раскрываются в объективном содержании предмета, в этом основное отличие
умозаключения от ассоциативного процесса. Роль посылок заключается в том, что они определяют или
вводят некоторую объективную предметность, на которой мы усматриваем новые отношения, исходя из
тех, которые были даны в посылках. Эта объективная предметность может быть введена в наше
мышление суждениями несколькими или одним; она может быть также дана нам в непосредственном
созерцании, в восприятии.
В самом ходе умозаключения можно в психологическом плане различать (по Й. Линдворскому)
три основных случая. Во-первых, исходное положение, уже известное, данное в посылках,
представляется наглядно, и новое отношение открывается на этом наглядном представлении. А над В
или А больше В представляется в виде образа, с которого мы затем как бы считываем: В под А или В
меньше А. Во-вторых, то же отношение можно установить, не прибегая к наглядности, оперируя только
понятиями. В этом случае вывод тоже не есть формальная операция, как его трактовала формальная
логика; он предполагает определ¸нное содержательное знание о свойствах тех отношений, на которых
строится умозаключение, обратимости [Чтобы отношение было обратимо, оно должно удовлетворять
следующим условиям: если оно имеет место между А и В, то оно имеет место и между В и А. Если А=В,
то В=А. Равенство обратимое отношение.] или необратимости, транзитивности и т. д., а обратимо ли
или транзитивно данное конкретное отношение, определяется закономерностями его конкретного
содержания. И, наконец, в-третьих, в случаях, когда соответствующие связи прочно укоренились (выше
ниже, больше меньше), переход от посылок к выводу может совершаться и сплошь и рядом
совершается первоначально чисто ассоциативно, подчиняясь главным образом автоматизму речи,
которая, по выражению поэта, «за нас творит и мыслит». Но именно в этих последних случаях
эксперимент особенно ясно показал, что умозаключение по существу отлично от ассоциативного
процесса. Когда переход от посылок к выводу совершается ассоциативным пут¸м, его результат
представляется субъекту лишь как возможное следствие из посылок, и выпадение собственно акта
умозаключения заставляет проделать обратный путь от предположительного вывода к посылкам, т.
е. прибегнуть к его обоснованию.
Для того чтобы имело место умозаключение, нужно, чтобы субъект соотн¸с содержание
заключения с содержанием посылок и в его сознании отразились объективные связи между ними. Пока
содержание посылок и заключения дано в сознании рядоположно, умозаключения несмотря на
наличие и посылок и заключения ещ¸ нет. Развитие умозаключающего мышления означает, что
содержание объективной действительности перестало быть для субъекта рядоположением отдельных
элементов, что между ними раскрылись связи и образовались включения.
Наглядные схемы играют значительную роль в процессе умозаключения. В простых
умозаключениях, как показало экспериментальное исследование, на основе посылок обычно возникает
более или менее схематическое представление о фактическом положении вещей; с него мы затем как бы
«считываем» новое содержание заключения. Такими наглядными схемами пользуются не только тогда,
когда речь в умозаключении ид¸т о наглядных свойствах вещей пространственных или временных, а
также и тогда, когда операция умозаключения совершается над такими отношениями, как-то: более или
менее одар¸нный, умный, ценный и т. п., которые, не будучи сами наглядными, могут быть наглядно
представлены. Если умозаключение в логическом плане может совершаться не на основе наглядной
схемы, то в сво¸м фактическом протекании оно нередко совершается при помощи такой схемы.
Традиционная теория формальной логики, которая разрывала взаимосвязь дедукции и индукции
|