Navigation bar
  Print document Start Previous page
 304 of 584 
Next page End  

единичное в данной проблемной ситуации, что не входит полностью и без остатка в теоретическое
обобщение; она требует также умения быстро переходить от размышления к действию и обратно. Для
одних такие смены являются облегчением, передышкой; для других — медлительных и
систематических умов — они воспринимаются как перебои, создающие существенные затруднения,
иногда даже вносящие дезорганизацию в мыслительный процесс.
Специфична также в одном и другом случае мотивация мыслительного процесса; одно дело, если
стимулом для мыслительного процесса служит практическая, действенная ситуация, непосредственная
необходимость для субъекта немедленно выйти из затруднения, в котором он оказался; совсем другое
дело, когда речь ид¸т о разрешении теоретической проблемы, прямо не связанной с практической
ситуацией, в которой в данный момент находится человек. Совершенно очевидно, что каждый из этих
случаев созда¸т различную психологическую ситуацию для мыслительного процесса: у разных людей, в
зависимости от их интересов, от всего склада их ума и личности в целом, она естественно должна дать
различные результаты.
В конечном сч¸те, таким образом, специфические особенности различных видов мышления
обусловлены у разных людей прежде всего специфичностью задач, которые им приходится разрешать;
они связаны также с индивидуальными особенностями, которые у них складываются в связи с
характером их деятельности.
О генетически ранних ступенях мышления
В генетическом плане применительно к ранним ступеням развития можно говорить о наглядно-
действенном мышлении и как особой ступени в развитии мышления, имея в виду тот период, когда
мышление было вплетено в материальную практическую деятельность людей и не выделилось ещ¸ в
теоретическую деятельность.
Мышление, формируясь первично в действенном плане, лишь на последующих ступенях
развития выделяется из практической деятельности в качестве самостоятельной теоретической
деятельности.
Не подлежит сомнению, что генетически первичной интеллектуальной операцией было разумное
действие, опиравшееся сначала на наглядное мышление, — наглядно-действенное (или
«сенсомоторное») мышление, — точнее, наглядное или наглядно-ситуационное мышление,
непосредственно включ¸нное в
практическое действие, не выделившееся ещ¸ из него в
самостоятельную теоретическую деятельность. Действие, непосредственно реально соприкасаясь с
объективной действительностью, проникая внутрь е¸ и е¸ преобразовывая, является исключительно
мощным средством формирования мышления, отображающего объективную действительность.
Действие поэтому как бы нес¸т мышление на проникающем в объективную действительность острие
сво¸м. На поле действия сосредоточивается первично самый освещ¸нный, наиболее
интеллектуализированный участок сознания. Если И. П. Павлов изображает сознание как светящуюся
точку, перемещающуюся по коре головного мозга, то в этой связи можно было бы говорить о
мышлении, как о светящемся поле, передвигающемся на острие действия и расширяющемся по мере
проникновения его в мир.
Лишь затем, на основе общественной практики, развилось теоретическое мышление и более
высокие виды наглядно-образного мышления. При этом с развитием более высоких видов мышления, в
частности мышления теоретического, генетически более ранние виды наглядного мышления не
вытесняются, а преобразовываются, переходя к высшим формам наглядного мышления. Развитие
мышления не сводится к тому, что над генетически более ранними примитивными видами мышления
надстраиваются другие, генетически более поздние и сложные. В силу неразрывной внутренней связи
всех сторон мышления между собой и со всей личностью и е¸ сознанием в целом, генетически более
ранние виды в процессе развития сами поднимаются на высшую ступень. Это относится в частности и к
наглядно-ситуационному мышлению непосредственно включ¸нному в практически-действенную
ситуацию.
Развитие мышления человека на основе общественной практики не является односторонним
развитием опосредованного логического мышления в понятиях за сч¸т чувственного непосредственного
содержания сознания; оно является вместе с тем развитием и этого последнего, приводящим к новому
непосредственному восприятию действительности.
Сама грань между непосредственным и опосредованным относительна, подвижна, исторична. В
зависимости от уровня и содержания наших знаний мы не только по-иному рассуждаем, но и по-иному
Hosted by uCoz