В этих новых контекстах слово может приобрести новое семантическое содержание пут¸м
надстройки над его значением связанного с ним, но выходящего за его пределы, дополнительного
смыслового содержания. Это изменение значения слова пут¸м надстройки приводит к тому, что слово
приобретает в данном контексте или ситуации смысл, отличный от его значения. Вместе с тем
употребление слова в различных или изменяющихся контекстах приводит в конце концов к тому, что
новое содержание не надстраивается лишь над ним, а включается в него и, преобразуя его, закрепляется
в н¸м так, что оно входит в собственное значение слова и сохраняется за ним и вне данного контекста.
Так в процессе употребления слова его значение не только реализуется, но и видоизменяется либо
методом надстройки, приводящим к образованию вокруг инвариантного ядра значения подвижной, от
случая к случаю изменяющейся, семантической сферы смысла слова при данном его употреблении,
либо методом преобразования и новой закладки значения слова, приводящим к изменению самого
значения.
В общей теории речи, которая таким образом вкратце нами намечена, два положения должны
быть особо выделены ввиду их большого принципиального значения.
1. Речь, слово не условный знак, его значение не вне его; слово, речь имеют семантическое,
смысловое содержание значение, которое является обобщ¸нным обозначающим определением
своего предмета. Отношение слова как обозначающего к обозначаемому им предмету это
познавательное отношение.
2. Обозначающее отражение предмета в значении слова, как и отражение вообще, является не
пассивным процессом. Мы позна¸м и осозна¸м действительность, воздействуя на не¸; мы позна¸м
предметное значение, оформляемое в слове, воздействуя на предмет и выявляя его функцию в системе
общественной деятельности. Слово возникает в общении и служит для общения.
На основе коммуникативных отношений между людьми познавательная функция превращается в
специфическую обозначающую функцию.
Для бихевиориста значение сводится к голому употреблению предмета (значение как
совокупность употреблений предмета: Дж. Уотсон) вне обобщающего его осознания. Для
интроспекциониста значение слова сводится к внутреннему «смыслу», вне употреблений предмета, вне
его реальной функции в действенном плане. В действительности значение слова, с одной стороны,
формируется в процессе обобщ¸нного осознания его употребления, а с другой своей обобщ¸нной
общественной значимостью, складывающейся на основе общественной практики, значение регулирует
употребление предмета в действиях индивида. Из этих двух положений вытекает, что было бы в корне
неправильно представлять себе дело так, будто значение слова сначала возникает в созерцательном
отношении индивидуального сознания к предмету, а затем оно поступает в оборот, начиная выполнять
свою функцию как средство общения между людьми; сначала в значении слова обобщение и затем
на его основе общение. В действительности же слово потому и может служить для обобщения, что оно
возникает в действенном и сознательном общении. Вовлекая предмет в деятельность, всегда реально
осуществляемую у человека как общественная деятельность, человек извлекает из него значение,
оформляющееся в слове, которое, возникая в общении, служит для общения.
Семантический характер человеческой речи обусловливает возможность е¸ использования для
сознательного общения посредством обозначения своих мыслей и чувств для сообщения их другому.
Необходимая для общения эта семантическая, сигнификативная (обозначающая) функция
сформировалась в общении, точнее в совместной общественной деятельности людей, включающей их
реальное, практическое и совершающееся посредством речи идеальное общение, в единстве и
взаимопроникновении одного и другого.
Функция общения или сообщения
коммуникативная функция речи включает в себя е¸
функции как средства выражения и как средства воздействия.
Эмоциональная функция речи принадлежит к генетически первичным е¸ функциям. Об этом
можно заключить и по тому, что при афатических расстройствах она дольше всего сохраняется. Когда
при афатических заболеваниях генетически более поздняя и более высокая по своему уровню
«интеллектуальная» речь расстроена, эмоциональные компоненты речи, «эмоциональная» речь (Х.
Джексон) иногда сохраняется. Так, некоторые больные не в состоянии сказать или даже повторить
слова какой-нибудь песни, но в состоянии е¸ пропеть.
[Исходя из этого, О. Иесперсен
(O. Jespersen,
Language: It's Nature. Development and Origin. N.Y., 1922.) построил свою теорию происхождения речи
из песни. Говорящий человек, согласно этой теории, это более интеллектуализированный и менее
эмоциональный потомок поющего человека.]
Выразительная функция сама по себе не определяет речи: речь не отожествима с любой
|