знак обозначает звук. Письменная речь удаляется от образности. При этом она оказывается
опосредованной устной речью, между тем как сначала она развивалась независимо от не¸. Вместе с тем
она становится вс¸ более приспособленной для выражения абстрактной мысли.
Развитие речи у детей
Возникновение и первые этапы развития речи реб¸нка
В онтогенезе возникновение и развитие речи может быть предметом непосредственного
наблюдения психолога.
Развитие речи у реб¸нка опосредовано обучением: реб¸нок научается говорить. Однако это
никак не означает, что овладение речью, своим родным языком является в целом результатом
специальной учебной деятельности, целью которой являлось бы для реб¸нка изучение речи. Такая
учебная деятельность включается затем при изучении грамматики, т. е. системы норм языка,
которым на практике уже владеет реб¸нок, при овладении на базе устной речи письменной речью,
при изучении иностранного языка, но первичное овладение родным языком,
подлинно живой речью
совершается в процессе жизненно мотивированной деятельности общения. Только этим пут¸м
достигается подлинное понимание речи как речи. Реб¸нок нормально овладевает речью научается
говорить
пользуясь речью в процессе общения, а не изучая е¸ в процессе учения. (Конечно, и этот
процесс общения организуется взрослыми и при том так, чтобы привести к овладению речью.) Учебная
деятельность, в которой перед учеником ставилась бы специальная цель изучение речи, выделяется
из речевой деятельности, в процессе которой овладение речью является результатом, а не целью.
Возникая на основе этой последней, учебная работа над речью и дорабатывает то, что зарождается до и
независимо от не¸. Способ овладения речью существенно в этом отличен от способа, которым человек,
обучаясь математике, овладевает, например, алгеброй или анализом. Он органически связан с природой
речи: речь, полноценная речь человека не система знаков, значение и употребление которых может
быть произвольно установлено и выучено, как выучиваются правила оперирования алгебраическими
знаками. Подлинное слово живой речи, в отличие от знака, произвольно устанавливаемого, имеет свою
историю, в ходе которой оно обретает сво¸ независимое от моего произвола значение. Для овладения
подлинным словом необходимо, чтобы оно было не просто выучено, а в процессе употребления,
удовлетворяя реальным потребностям говорящего, включилось в его жизнь и деятельность.
В течение первого, подготовительного, периода развития речи, до того как реб¸нок начинает
говорить, он прежде всего приобретает некоторый пассивный фонетический материал, овладевает
своим голосовым аппаратом и научается понимать речь окружающих. Первые звуки реб¸нка крики.
Это инстинктивные или рефлекторные реакции. Крики издают и глухие дети (из-за этого окружающие
не всегда сразу распознают их глухоту); они, значит, не продукт подражания или выучки. По своему
фонетическому составу первые звуки, которые изда¸т реб¸нок, приближаются к гласным а, е, у;
к ним
прибавляется в виде придыхания звук, близкий к х и к гортанному р, в основном сочетание эрэ.
Из
согласных, далее, одними из первых появляются губные м, п, б;
затем идут зубные д, т,
наконец,
шипящие.
По данным ещ¸ не опубликованного исследования Швачкина, развитие различных фонем языка
при восприятии речи окружающих совершается у реб¸нка в такой последовательности: сначала 1-я
ступень различение гласных (a; i
и; i
е; е о; и о), затем
2-я ступень различение
согласных. При этом: 1) сначала воспринимается само их наличие, потом начинают последовательно
различаться 2) сонорные и артикулируемые шумные (m b; r d), 3) тв¸рдые и мягкие, 4) различные
сонорные между собой, 5) различные шумные между собой.
Около начала третьего месяца у реб¸нка появляется лепет,
как бы игра звуком. Лепет от крика
отличается, во-первых, большим разнообразием звуков, а во-вторых, тем, что звуки лепета, продукт
игры звуком, менее связаны, более свободны, чем инстинктивные крики. В лепете реб¸нок овладевает
произнесением разнообразных, свободных по отношению к инстинктивным реакциям звуков. Лепет
благодаря этому подготовляет возможность овладения в дальнейшем звуковым составом слов речи
окружающих взрослых.
Овладению речью, умению самому ею пользоваться для общения предшествует зарождающееся
сначала понимание речи окружающих. Оно имеет существенное значение в речевом развитии реб¸нка,
представляя собой начальный этап в развитии основной для него функции общения. Но сначала это
|