Сферой применения анкетного метода служат по преимуществу массовые явления более или
менее внешнего порядка. Так, посредством анкетного метода могут обследоваться читательские или
профессиональные интересы определ¸нной группы лиц.
Если охват испытуемых в анкетном обследовании широк, то глубина его незначительна.
Пользоваться анкетным методом для решения сколько-нибудь глубоких психологических проблем
совершенно невозможно.
Анкеты как средство исследований подвергаются обычно статистической обработке и
используются для получения статистических средних. Но статистические средние, как известно, имеют
для исследования минимальную ценность, если они получаются в результате перекрытия величин,
значительно отклоняющихся от этой средней как в одну, так и в другую сторону. Такие статистические
средние не выражают закономерностей. Но в психологии при изучении высших, наиболее сложных
психических процессов дело по большей части обстоит именно так. Поэтому анкеты, которые служат
для получения таких статистических средних, не представляют сколько-нибудь значительной ценности
для углубл¸нного психологического исследования, направленного на раскрытие психологических
закономерностей.
Зародившись в Англии (анкета Гальтона в 1880 г.), анкетный метод в психологии получил
особенно широкое распространение в Америке. Со стороны европейских психологов он вначале
встретил отрицательное отношение. Рибо писал: «Анкетный метод опирается на число. Это применение
всеобщего голосования к проблемам психологии, и слишком часто он немногим отличается от тех
вопросов на всевозможные темы, с которыми журналисты обращаются к широкой публике». Таково же
в основном было отношение к этому методу ряда других видных психологов. Все указывали, что
анкетный метод более пригоден для установления простых внешних фактов, чем для постановки
сложных психологических проблем; он не да¸т сколько-нибудь над¸жных данных для их разрешения.
Но анкетный метод получил затем вс¸ же некоторое распространение при изучении массовых явлений
(сдвиги интересов и т. п.).
Анкетным методом у нас недопустимо злоупотребляли в педологической практике. Не
учитывали поверхностности, а часто и сомнительного характера данных, доставляемых анкетами,
неправомерности переноса выводов, полученных в результате статистической обработки, на
конкретного индивида и того грубо антипедагогического воздействия, которое оказывали на детей
часто совершенно в этом отношении недопустимые, бессмысленные вопросы «педологических» анкет.
г) Ещ¸ значительно острее стоит вопрос о тестах. Термин «тест» (test значит по-английски
«проба» или «испытание») был введ¸н в конце прошлого столетия американским психологом
Кеттелем. Широкое распространение и практическое значение тесты приобрели с тех пор, как Бине,
совместно с Симоном, разработал свою систему тестов для определения умственного развития или
одар¸нности детей, а Мюнстерберг несколько позднее (в 1910 г.) начал разработку тестов в целях
профессионального отбора.
Тесты Бине-Симона подвергались затем многочисленным переработкам Терменом (в Америке),
Бэртом (в Англии) и др.
Тесты в собственном смысле слова это испытания, которые ставят своей целью
градуирование,
определение рангового места личности в группе или коллективе, установление е¸
уровня. Тест направлен на личность; он должен служить средством диагноза в целях прогноза.
Термин «тест» получил в последнее время и более расширительное употребление,
распространяемое собственно на всякое задание, даваемое испытуемому в ходе экспериментирования.
Метод тестов в первоначальном специфическом значении слова вызывает целый ряд
серь¸знейших возражений. Важнейшие из них следующие.
Когда два индивида решают или не решают один и тот же тест, то психологическое значение
этого факта может быть самым различным: одно и то же достижение может быть обусловлено
различными психическими процессами. Поэтому внешний факт решения или нерешения теста не
определяет ещ¸ внутренней природы соответствующих психических актов.
В основе метода тестов, который ставит диагноз о личности на основании статистической
обработки внешних данных результатов решения индивидуумом тех или иных задач, лежит
механистический поведенческий подход к личности. Метод тестов пытается ставить диагноз о
развивающейся личности на основании испытания, оторванного от наблюдения процесса е¸ развития и
организации этого развития посредством обучения и воспитания.
Эта ошибка ещ¸ усугубляется, когда на основании того же тестового обследования делают
прогноз, предполагая, что уровень, установленный посредством тестового испытания на одном этапе
|