нибудь предмете, можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в н¸м
новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время
оставаться устойчивым. Там, где сознание упирается как бы в тупик, в разрозненное, скудное
содержание, не открывающее возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим его
сторонам, углубления в него, там создаются предпосылки для л¸гкой отвлекаемости и неизбежно
наступают колебания внимания.
Подтверждение этого положения имеется ещ¸ в одном наблюдении Г. Гельмгольца. Изучая
борьбу двух полей зрения, Гельмгольц отметил замечательный факт, в котором заключается ключ для
объяснения устойчивости
внимания, несмотря на периодические колебания сенсорных установок. «Я
чувствую, пишет Г. Гельмгольц, что могу направлять внимание произвольно то на одну, то на
другую систему линий и что в таком случае некоторое время только одна эта система созна¸тся мною,
между тем как другая совершенно ускользает от моего внимания. Это бывает, например, в том случае,
если и попытаюсь сосчитать число линий в той или другой системе. Крайне трудно бывает надолго
приковать
внимание к одной какой-нибудь системе линий, если только мы не связываем предмета
нашего внимания с какими-нибудь особенными целями, которые постоянно обновляли бы активность
нашего внимания. Так поступаем мы, задаваясь целью сосчитать линии, сравнить их размеры и т. п.
Внимание, предоставленное самому себе, обнаруживает естественную наклонность переходить от
одного нового впечатления к другому; как только его объект теряет свой интерес, не доставляя никаких
новых впечатлений, внимание, вопреки нашей воле, переходит на что-нибудь другое. Если мы хотим
сосредоточить наше внимание на определ¸нном объекте, то нам необходимо постоянно открывать в н¸м
вс¸ новые и новые стороны, в особенности когда какой-нибудь посторонний импульс отвлекает нас в
сторону». Эти наблюдения Гельмгольца вскрывают самые существенные условия устойчивости
внимания. Наше внимание становится менее подверженным колебаниям, более устойчивым, когда мы
включаемся в разрешение определ¸нных задач, в интеллектуальных операциях раскрываем новое
содержание в предмете нашего восприятия или нашей мысли. Сосредоточение внимания это не
остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Для того чтобы внимание к
какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом.
Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать перед нами вс¸ новое содержание. Лишь
изменяющееся и обновляющееся содержание способно поддерживать внимание.
Борьба двух полей зрения
На вопрос о том, благодаря чему ему удалось прийти к открытию законов тяготения, И. Ньютон
ответил: «Благодаря тому, что я непрестанно думал об этом вопросе». Ссылаясь на эти слова Ньютона,
Кювье определяет гений как неустанное внимание. Основание гениальности Ньютона он видит в
устойчивости его внимания. Но обратная зависимость более существенна. Богатство и
содержательность его ума, открывавшего в предмете его мысли вс¸ новые стороны и зависимости,
были, очевидно, существенным условием устойчивости его внимания. Если бы мысль Ньютона при
размышлении о тяготении уперлась в одну неподвижную точку, будучи не в силах развернуть этот
вопрос, раскрывая в н¸м новые перспективы, его внимание быстро иссякло бы.
Но если бы мысль лишь переходила с одного содержания на другое, можно было бы скорее
говорить о рассеянности, чем о сосредоточенности внимания. Для наличия устойчивого внимания
необходимо, очевидно, чтобы изменяющееся содержание было объединено совокупностью отношений
в некое единство. Тогда, переходя от одного содержания к другому, оно оста¸тся сосредоточенным на
одном предмете. Единство предметной отнес¸нности соединяется с многообразием предметного
содержания. Устойчивое внимание
это форма предметного сознания. Оно предполагает единство
предметной отнес¸нности многообразного содержания. Таким образом, осмысленная связанность,
объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему,
сосредоточенную вокруг одного центра, отнес¸нную к одному предмету, составляет основную
предпосылку устойчивого внимания.
|