Navigation bar
  Print document Start Previous page
 377 of 584 
Next page End  

тщательно работать над организацией внимания реб¸нка, иначе оно окажется во власти окружающих
вещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним из
важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у реб¸нка волевых качеств.
В развитии внимания у реб¸нка существенным является его интеллектуализация, которая
совершается в процессе умственного развития реб¸нка, внимание, опирающееся сначала на чувственное
содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объ¸м
внимания реб¸нка. Развитие объ¸ма внимания находится в теснейшей связи с общим умственным
развитием реб¸нка.
Развитие устойчивости детского внимания изучалось многими исследователями. Представление
о результатах исследования да¸т следующая таблица:
Возраст
Наибольшая
длительность
игр (в минутах)
0;6—1;0
14,5
1;0—2;0
21,1
2;0—3;0
27,0
3;0—4;0
50,3
4;0—5;0
83,3
5;0—6;0
96,0
В этой таблице особенно показателен быстрый рост устойчивости внимания после 3 лет и, в
частности, относительно высокий уровень его к 6 годам на грани школьного возраста. Это
существенное условие «готовности к обучению».
Рост концентрации внимания Бейрль определял по количеству отвлечений, которым поддавался
реб¸нок в течение 10 минут игры. В среднем они выразились в следующих цифрах:
Возраст
Число
отвлечений
2;0—3;0
3,7
3;0—4;0
2,06
4;0—5;0
1,6
5;0—6;0
1,1
Отвлекаемость 2—4-летнего реб¸нка в 2—3 раза больше отвлекаемости 4—6-летнего. Вторая
половина дошкольного возраста — годы, непосредственно предшествующие началу школьного
обучения, дают такой значительный рост и концентрации внимания.
В школьном возрасте, по мере того как расширяется круг интересов реб¸нка и он приучается к
систематическому учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так особенно произвольное —
продолжает развиваться. Однако сначала и в школе приходится ещ¸ сталкиваться с значительной
отвлекаемостью детей.
Более значительные сдвиги наступают тогда, когда успеют сказаться результаты обучения;
размер этих сдвигов, естественно, зависит от его эффективности. К 10—12 годам, т. е. к тому периоду,
когда по большей части наблюдается заметный, часто скачкообразный рост в умственном развитии
детей — развитие отвлеч¸нного мышления, логической памяти и т. д., обычно наблюдается также
заметный рост объ¸ма внимания, его концентрации и устойчивости. Иногда в литературе утверждается,
будто у подростка (в 14—15 лет) приходится наблюдать новую волну отвлекаемости. Однако никак
нельзя принять это утверждение, будто внимание у подростка вообще хуже, чем в предшествующие
годы. Правильно, пожалуй, то, что в эти годы иногда труднее бывает привлечь внимание реб¸нка; в
частности от педагога для этого требуется большая работа и искусство. Но если суметь интересным
материалом и хорошей постановкой работы привлечь внимание подростка, то его внимание окажется не
менее, а более эффективным, чем внимание младших детей.
Говоря об этих возрастных различиях в развитии внимания, нельзя упускать из виду
существование индивидуальных различий и притом весьма значительных.
Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение
для организации внимания имеет при этом уменье поставить задание и так его мотивировать, чтобы
Hosted by uCoz