Активность или пассивность души зависит для Спинозы от адекватности или неадекватности
познания. Душа пассивна, поскольку она имеет неадекватные идеи и поскольку е¸ аффекты это
страсти, т. е. страдательные, пассивные состояния; поскольку она имеет адекватные идеи, она активна,
е¸ аффекты «действия» души.
Мы видим источник этой противоположности активности и пассивности в действенных
взаимоотношениях субъекта и объекта, взаимопроникающих друг друга, так что отношение между
активностью и пассивностью переста¸т быть при этом метафизически внешним. Каждая эмоция не
является или пассивной, или активной, а и пассивной, и активной. Весь вопрос лишь в мере одной и
другой, в силу которой эмоция выступает в одном случае преимущественно как страдательное
состояние аффицированности, плен¸нности, в другом преимущественно как активный процесс
порыва, устремл¸нности, действенности.
На этой основе мы можем тоже прийти к положению, которое в рамках своей концепции
сформулировал Б. Спиноза, определив аффекты (что у него равнозначно с нашим понятием эмоции, а не
с более узким современным понятием аффекта) как состояния, которые увеличивают или уменьшают
способность к действию («Этика», 43, определение 3).
Эмоции и деятельность
Если вс¸ происходящее, поскольку оно имеет то или иное отношение к человеку и поэтому
вызывает то или иное отношение с его стороны, может вызвать у него те или иные эмоции, то особенно
тесной является действенная связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Эмоция
с внутренней необходимостью зарождается из соотношения положительного или отрицательного
результатов действия к потребности, являющейся его мотивом, исходным побуждением.
Это связь взаимная: с одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывает обычно у
человека те или иные чувства, с другой, чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на
его деятельность. Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловливаются ею. Сам
характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от не¸.
Так как объективный результат человеческих действий зависит не только от побуждений, из
которых они исходят, но и от объективных условий, в которых они совершаются; так как к тому же у
человека много самых различных потребностей, из которых то одна, то другая приобретает особую
актуальность, результат действия может оказаться либо в соответствии, либо в несоответствии с
наиболее актуальной для личности в данной ситуации на данный момент потребностью. В зависимости
от этого ход собственной деятельности породит у субъекта положительную или отрицательную
эмоцию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием.
Появление одного из этих двух
основных полярных качеств всякого эмоционального процесса будет, таким образом, зависеть от
складывающегося в ходе деятельности и в ходе деятельности изменяющегося соотношения между
ходом действия и его исходными побуждениями. Возможны и объективно нейтральные участки в
действии, когда выполняются те или иные операции, не имеющие самостоятельного значения; они
оставляют личность эмоционально нейтральной. Поскольку человек как сознательное существо в
соответствии со своими потребностями, своей направленностью ставит себе определ¸нные цели, можно
сказать также, что
положительное или отрицательное качество эмоции определяется соотношением
между целью и результатом действия.
В зависимости от отношений, складывающихся по ходу деятельности, определяются и другие
свойства эмоциональных процессов. В ходе деятельности есть обычно критические точки, в которых
определяется благоприятный для субъекта или неблагоприятный для него результат, оборот или исход
его деятельности. Человек как сознательное существо более или менее адекватно предвидит
приближение этих критических точек. При приближении к таким реальным или воображаемым
критическим точкам в чувстве человека положительном или отрицательном нарастает
напряжение,
отражающее нарастание напряжения в ходе действия. После того как такая критическая
точка в ходе действия пройдена, в чувстве человека положительном или отрицательном наступает
разрядка.
Наконец, любое событие, любой результат собственной деятельности человека в соотношении с
различными его мотивами или целями может приобрести «амбивалентное» одновременно и
положительное и отрицательное значение. Чем более внутренне противоречивый,
конфликтный
характер принимает протекание действия и
вызванный им ход событий, тем более возбужд¸нный
характер принимает эмоциональное состояние субъекта. Такой же эффект, как одновременный
|