патологическое явление.
Следующий, более высокий, уровень эмоциональных проявлений составляют предметные
чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность
чувства означает более высокий уровень его осознания. На смену беспредметной тревоги приходит
страх перед чем-нибудь. Человеку может быть «вообще» тревожно, но боятся люди всегда чего-то,
точно так же удивляются чему-то и любят кого-то. На предыдущем уровне органической
аффективно-эмоциональной чувствительности чувство непосредственно выражало состояние
организма, хотя, конечно, организма не изолированного, а находящегося в определ¸нных реальных
отношениях с окружающей действительностью. Однако само отношение не было ещ¸ осознанным
содержанием чувства. На этом втором уровне чувство является уже не чем иным, как выражением в
осознанном переживании отношения человека к миру.
Так же как восприятие не является суммой отдельных ощущений, эмоции чувства не
представляют собой простую сумму или агрегат чувственных возбуждений, исходящих от отдельных
висцеральных реакций. Чувства человека это сложные целостные образования, которые
организуются вокруг определ¸нных объектов, лиц или даже предметных областей (например искусство)
и определ¸нных сфер деятельности. Как отдельные местные раздражения не определяют сами по себе
однозначно чувственных качеств восприятия, точно так же и периферические висцеральные
возбуждения не определяют сами по себе чувств; в состав их включаются интеллектуальные
компоненты. Отдельные чувственные компоненты эмоций возникают внутри этих целостных чувств,
обусловленные и опосредованные ими, а значит, и тем отношением к объектам, которое выражается в
чувстве. Таким образом, самые чувственные элементарные компоненты чувства у человека
представляют собой нечто большее и нечто иное, чем простое выражение происходящих в индивиде
органических процессов. Такое предметное чувство, чувство к кому-нибудь или к чему-нибудь,
выражает не просто состояние субъекта, а отношение его к объекту, к миру.
Опредмеченность чувств находит себе высшее выражение в том, что сами чувства
дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Эти чувства обычно
называются предметными чувствами и подразделяются на интеллектуальные, эстетические и
моральные чувства. Ценность, качественный уровень этих чувств зависит от их содержания, от того,
какое отношение и к какому объекту они выражают. Это отношение всегда имеет идеологический
смысл. Идеологическое содержание чувства, представленное в н¸м в виде переживания, и определяет
его ценность.
В центре моральных чувств человек; моральные чувства в конечном сч¸те выражают в
форме переживания отношения человека к человеку, к обществу; их многообразие отражает
многообразие человеческих отношений. Моральные чувства уходят своими корнями в общественное
бытие людей. Общественные межлюдские отношения служат не только «базисом», предпосылкой
возникновения человеческих чувств, но и определяют их содержание. Всякое чувство как переживание
является отражением чего-то значимого для индивида; в моральных чувствах нечто объективно-,
общественно-значимое переживается вместе с тем как личностно-значимое для человека.
Существование интеллектуальных чувств удивления, с которого, по Платону, начинается
всякое познание, любопытства и любознательности, чувства сомнения и уверенности в суждении и т. п.
является ярким доказательством взаимопроникновения интеллектуальных и эмоциональных
моментов.
Связь чувства с предметом, который его вызывает и на который оно направлено, выступает
особенно ярко в эстетических чувствах. Это заставляло некоторых говорить применительно к
эстетическому чувству, что оно является «вчувствованием» в предмет. Чувство уже не просто
вызывается предметом, оно не только направляется на него, оно как бы входит, проникает в него, оно
по-своему позна¸т его собственную сущность, а не только как бы извне относится к нему, и притом
познает с какой-то особой, интимной проникновенностью. Когда произведение искусства, картина
природы или человек вызывает у меня эстетическое чувство, то это означает не просто, что он мне
нравится, что мне приятно на него смотреть, что вид его доставляет мне удовольствие; в эстетическом
чувстве, которое они у меня вызывают, я познаю специфически эстетическое качество их красоту.
Это их специфическое качество, собственно говоря, может быть познано только через посредство
чувства. Чувства, таким образом, в своеобразных и совершенно специфических формах выполняют и
познавательную функцию, которая на высших уровнях приобретает осознанно объективированный
характер.
Познавательный аспект эмоций в их высших проявлениях является завершающим звеном в
|