тенденций, сверхтрудным торможением задержкой, какой-нибудь навязчивой тенденции или вообще
сверхсильным эмоциональным возбуждением. Роль конфликта противоположно направленных
тенденций или задержки какой-нибудь навязчивой тенденции в качестве механизма аффекта выявило на
обширном и разнообразном экспериментальном материале посвящ¸нное аффектам исследование А. Р.
Лурия.
[А. Р. Лурия, неопубликованная докторская диссертация, существенно переработанное
исследование, появившееся в печати в 1931 г. по-русски и в 1933 г. по-английски в Америке;
А. Р.
Лурия, К анализу аффективных процессов:
Дис. ... докт. психол. наук. М., 1937.]
По данным этого
исследования, конфликт вызывает тем более резкое аффективное состояние, чем ближе к моторной
сфере он разыгрывается: здесь в аффективном состоянии нарушаются прежде всего высшие
автоматизмы, утрачиваются обобщ¸нные схемы действий. По мере того как конфликт переносится в
интеллектуальную сферу, его патогенное влияние обычно ослабляется, и аффект легче подда¸тся
преодолению.
Конфликтная, напряж¸нная ситуация, в которой образуется аффект, определяет вместе с тем и
стадию, в которой он может и значит должен быть преодол¸н. Если часто говорят, что человек в
состоянии аффекта теряет голову и потому совершает безответственные поступки, то в известном
смысле правильно обратно: человек потому теряет голову, что, отдавши себя во власть аффекта,
преда¸тся безответственному действию выключает мысль о последствиях того, что он делает,
сосредоточивается лишь на том, что его к этому действию толкает; именно сам этот процесс
напряж¸нного бездумного действия без мысли о последствиях, но с острым переживанием порыва,
который тебя подхватывает и нес¸т, он-то именно пуще всего дурманит и пьянит. Законченно
аффективный характер эмоциональная вспышка приобретает лишь тогда, когда она прорывается в
действии. Поэтому вопрос должен ставиться не так: преодолевайте неизвестно каким образом уже
овладевший вами аффект, и вы не допустите безответственного аффективного поступка как внешнего
выражения внутри уже в законченном виде оформившегося аффекта; а скорей так: не давайте
зародившемуся аффекту прорваться в сферу действия, и вы преодолеете свой аффект, снимете с
нарождающегося в вас эмоционального состояния его аффективный характер. Чувство не только
проявляется в действии, в котором оно выражается, оно и формируется в н¸м развивается,
изменяется и преобразуется.
Страсти
С аффектами в психологической литературе часто сближают страсти. Между тем общим для них
собственно является лишь количественный момент интенсивности эмоционального возбуждения. По
существу же они глубоко различны.
Страсть это такое сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке,
захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в
соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может давать
вспышки, но сама не является лишь вспышкой. Страсть всегда выражается в сосредоточенности,
собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким образом, ярко
выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых
моментов; стремление в н¸м преобладает над чувствованием. Вместе с тем характерным для страсти
является своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсть полонит, захватывает человека;
испытывая страсть, человек является как бы страдающим, пассивным существом, находящимся во
власти какой-то силы, но эта сила, которая им владеет, вместе с тем от него же и исходит.
Это объективное раздвоение, заключающееся в природе страсти, служит отправной точкой для
двух различных и даже диаметрально противоположных е¸ трактовок; притом в трактовке этой частной
проблемы находят себе яркое выражение две различные общефилософские мировоззренческие
установки. Было даже время, время Р. Декарта и Б. Спинозы, когда именно эта проблема вопрос о
природе страстей стала одной из основных философских, мировоззренческих проблем. На ней
стоические тенденции столкнулись с христианскими традициями.
Для традиционной, в своей основе христианской, концепции всякая страсть, страсть как таковая,
является т¸мной фатальной силой, которая ослепляет и полонит человека. В ней сказывается роковая
власть низшей телесной природы человека над е¸ высшими духовными проявлениями. Она поэтому в
своей основе всегда зло. «Страсти души» («Passions de lame») Р. Декарта и «Этика» Б. Спинозы,
половина которой книги III и IV составляет трактат о страстях, противопоставили этой трактовке,
которая и в дальнейшем ещ¸ продолжает держаться (на ней построены, в частности, классицистские
|