Navigation bar
  Print document Start Previous page
 441 of 584 
Next page End  

Собственно уже тогда, когда человек переживает нечто как свой долг, как должное, даже если он
при этом испытывает его как нечто противоречащее тому, что его влеч¸т и чего ему хочется, должное в
какой-то мере уже определяет его волю, и он этого уже в какой-то мере хочет, даже если ему и хочется
чего-то другого. Должное противостоит воле, не включаясь в не¸, лишь поскольку общественно-
значимое не стало для индивида вместе с тем и личностно-значимым и в самой воле первое
противостоит второму. Противопоставление общественно- и личностно-значимого, фактически в тех
или иных случаях имеющее место, совсем, однако, не вытекает из их существа и никак не обязательно.
Оно имеет место только там, где личностное сведено к одному лишь партикулярно-личностному. Но
общественно-значимое, отнюдь не растворяясь в партикулярно-личностном, может стать и фактически
сплошь и рядом становится вместе с тем личностно-значимым для индивида. Там, где это
осуществляется в результате того, что индивид в сво¸м моральном развитии поднимается над одними
лишь партикулярно-личностными интересами и общественно-значимое становится вместе с тем и
личностно-значимым для него, тип и содержание мотивации существенно изменяются, изменяется
внутреннее смысловое содержание поступка. Смысл или значение, которое его поступок имеет для
действующего лица, и его объективное общественное значение сходятся или расходятся в зависимости
от того, становится ли общественно-значимое значимым для личности или противопоставляется
личностно-значимому для него.
Различное внутреннее отношение индивида к совершаемому им поступку является всегда вместе
с тем и различным отношением индивида к нормам, фиксирующим объективное моральное содержание
поведения. В одних случаях индивид, совершая моральный поступок, может подчинять сво¸ поведение
нормам общественной морали и права как некоей силе, которая как долг противостоит его личному
влечению;
долг осуществляется вопреки личным влечениям и мотивам. Для И. Канта именно такое
отношение характеризует моральное сознание и моральное поведение как таковое. Между тем
выполнять должное только потому, что это долг,
независимо от того, что это в сво¸м конкретном
содержании, — как того требует кантовская мораль, — значит собственно обнаружить полное
равнодушие, совершенное безразличие к тому, что морально. Такой моральный формализм встречается
иногда в жизни. Но это отнюдь не единственная форма морального сознания. В действительности это
лишь один из возможных случаев и притом такой, который выражает крайнее несовершенство
морального сознания личности, склоняющейся перед нравственностью как некоей чуждой ей силой, но
не поднимающейся до не¸. Общественно-значимое противостоит при этом личностно-значимому;
личностное — это только личное, лишь партикулярно-личностное. В таком случае моральный поступок
— это поступок, извне предписанный и лишь принятый к исполнению, не исходящий собственно от
личности и не выражающий е¸ существа, а совершаемый скорее вопреки влечениям е¸ природы;
поступками, выражающими само существо индивида, представляются лишь те, которые исходят из
узко-личностных мотивов индивида.
Получившее философское оформление в этике И. Канта, традиционное внешнее
противопоставление общественно- и личностно-значимого, морального и природного (которое уходит
корнями в христианское представление о радикальном зле человеческой природы) получило
своеобразное преломление в психологической трактовке мотивации человеческого поведения. Когда,
преодолевая созерцательно-интеллектуалистическую трактовку человеческой психики, как
совокупности ощущений, представлений, идей, психология в начале XX в. выдвинула динамические
тенденции как движущие силы, как мотивы поведения, она признала таковыми лишь элементарные
органические потребности и чувственные влечения. Моральные факторы, превращ¸нные в
трансцендентные по отношению к индивиду нормы, в ирреальные ценности, противостоящие процессу
реально совершающегося, неизбежно должны были выпасть из сферы реальных мотивов индивида. Эти
две внешне друг другу противостоящие концепции, теории, усматривающие реальные мотивы
человеческого поведения лишь в чувственных влечениях и органических потребностях, являются
взаимно друг друга дополняющими коррелятами, исходящими из одной и той же противоположности
общественно- и личностно-значимого. Между тем в действительности общественно- и личностно-
значимое не оста¸тся в такой внешней противопоставленности. Общественно-значимое может
превратиться и сплошь и рядом превращается вместе с тем и в личностно-значимое для индивида, не
переставая от этого быть общественно-значимым. Становясь и личностно-значимым для индивида,
общественно-значимое порождает в н¸м динамические тенденции более или менее значительной
действенной силы, которыми психология не в праве пренебречь. Не учтя их, нельзя адекватно отразить
действительную мотивацию человеческого поведения, понять его подлинную природу.
Действенная сила этих тенденций долженствования, возникающих у
человека, когда
Hosted by uCoz