кладовую; авось пригодится». [А. П. Чехов, «Чайка». Пьесы, изд. 4-е, 1910, стр. 169; А. П. Чехов, Чайка
// Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1978. Т. 13. С. 29.]
При накоплении материалов, собираемых впрок, они либо просто впитываются и как бы
отл¸живаются и зреют, либо же и специально фиксируются (зарисовки художников, которые
используются при случае, записные книжки А. П. Чехова). Иногда от наблюдения художник переходит
даже к прямому экспериментированию.
Этим своеобразным «экспериментированием» особенно пользовался Леонардо да Винчи.
«Часто, рассказывают о н¸м [М. М. Филиппов, Леонардо да Винчи, стр. 16.], Леонардо (да
Винчи) отправлялся на рынок, где торговали крестьяне, выбирал между ними наиболее поражавшие его
фигуры, приглашал их к себе и угощал на славу. Расположивши их таким образом в свою пользу,
Леонардо рассказывал им уморительные истории, доводя их до того, что часто они надрывали, как
говорится, животики от смеху, или же он старался вызвать в своих добровольных натурщиках чувство
страха, внезапно вынимая из-под плаща фантастических животных, вылепленных им из гипса и
двигавшихся по столу вследствие движения наполнявшей их ртути».
Не многие художники так откровенно экспериментировали в буквальном смысле этого слова
над объектами своего наблюдения, как это делал Леонардо да Винчи; но некоторое мыслительное
экспериментирование посредством введения изображаемых лиц в сферу различных действий является
одним из существеннейших средств для выявления облика изображаемого лица. Говоря о том, как
происходит переход от наблюдения отдельных конкретных Ивана, Петра, Ф¸клы, встречающихся в
жизни, к действующему лицу художественного произведения, И. С. Тургенев проводит как
специальный этап введение этих лиц «в сферу различных действий», т. е. по существу мысленное
экспериментирование.
Лишь в результате такого экспериментирования, вводя изображаемых им лиц в различные
ситуации, требующие от них определ¸нных действий, художник может до конца раскрыть внутреннюю
логику характера и действий изображаемых им лиц. Сами ситуации должны, очевидно, подбираться,
как в эксперименте, так, чтобы в них с необходимостью выявлялись свойства действующего лица,
особенно важные для раскрытия его характера.
На основе наблюдения и отчасти своеобразного «экспериментирования» происходит и процесс
обобщения. Художник должен выявить общее, но в форме не понятия, а образа, и притом такого, в
котором в единстве с общим сохранена была бы и индивидуальность единичного. [«Поэт, сказал И.
В. Г¸те, должен уметь схватить особенное и, поскольку оно содержит в себе нечто здравое,
воплотить в н¸м общее» (И. П. Эккерман, Разговоры с Г¸те, М.Л. 1934, стр. 284).] Образ, в котором
утрачена была бы индивидуальность единичного, был бы мертвенной схемой, а не живым
художественным образом. Но образ, в котором представлено было бы только индивидуальное в его
случайной единичности, лиш¸н был бы всякого значения. Чтобы быть значимым, художественный
образ должен в индивидуальном, единичном отобразить общее, типичное, в образе отразить замысел,
идею.
А. М. Горький отмечает, что литературные «типы» создаются по законам абстракции и
конкретизации. «Абстрагируются» выделяются характерные подвиги многих героев, затем эти
черты «конкретизируются» обобщаются в виде одного героя, скажем Геркулеса или рязанского
мужика Ильи Муромца; выделяются черты, наиболее естественные в каждом купце, дворянине,
мужике, и обобщаются в лице одного купца, дворянина, мужика. Таким образом получаем
«литературный тип». Этим примером созданы типы Фауста, Гамлета, Дон-Кихота, и так же Лев Толстой
написал кроткого, «богом убитого» Платона Каратаева, Ф. М. Достоевский различных Карамазовых
и Свидригайловых, Гончаров Обломова и т. д.
Таких людей, каковы перечисленные, в жизни не было; были и есть подобные им, гораздо более
мелкие, менее цельные, и вот из них, мелких, как башни или колокольни из кирпичей, художники слова
додумали «вымыслом» обобщающие «типы» людей нарицательные типы. Всякого лгуна мы уже
называем Хлестаков, подхалима Молчалин, лицемера Тартюф, ревнивца Отелло и т. д.». [А.
М. Горький, О литературе, М.Л. 1937, стр. 202209.]
«Народное «анонимное» творчество тоже подчиняется законам абстракции, отвлечения
характерных черт той или иной общественной группы и конкретизации, обобщения этих черт в одном
лице этой группы» (А. М. Горький).
В подтверждение этого положения об общих законах народного творчества и творчества
больших художников Горький приводит следующие примеры: «Фауст» И. Г¸те один из
превосходнейших продуктов художественного творчества, которое всегда «выдумка», «вымысел» и
|