Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 584 
Next page End  

же как кризис в физике, о котором писал В. И. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме», в
математике и т. д., это кризис методологический, связанный с идеологической
борьбой за
методологические основы науки. Рушатся методологические основы, на которых было первоначально
воздвигнуто здание экспериментальной психологии; вс¸ большее распространение получает в
психологии отказ не только от эксперимента, но и вообще от задач научного объяснения («понимающая
психология» Э. Шпрангера); психологию захл¸стывает волна витализма, мистицизма, иррационализма.
Идущий из глубин организма инстинкт (А. Бергсон), «горме» (у У. Мак-Дауголла) вытесняет интеллект.
Центр тяжести переносится от высших исторически сложившихся форм сознания к доисторическим,
примитивным, «глубинным» е¸ основам, от сознания — к бессознательному, инстинктивному.
Сознание низводится на роль маскировочного механизма, лиш¸нного реального влияния на поведение,
управляемое бессознательными влечениями (З. Фрейд). Наряду с этим механицизм принимает крайние
формы, приходя к полному отрицанию психики и сознания человека; человеческая деятельность
сводится к совокупности неосознанных рефлекторных реакций (поведенческая психология). В
психологии народов и в учении о личности, в характерологии господствующими в зарубежной
буржуазной психологии становятся реакционные расовые фаталистические теории (Э. Кречмер, Э.
Иенш); в психологии реб¸нка широко распространяется педология, в педагогической и вообще
прикладной психологии — тестология. За е¸ антинаучными методами вс¸ более обнаж¸нно выступают
е¸ классовые позиции.
Кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте, когда сформировалась поведенческая
психология — рефлексология в России и бихевиоризм в Америке, потому что поведенческая
психология, выдвинув поведение как предмет психологии, с особенной остротой выявила кризис
центрального понятия всей современной психологии — понятия сознания.
Русская рефлексология (В. М. Бехтерев) сложилась на основе изучения физиологии нервной
деятельности. Американский бихевиоризм (от английского слова behavior, что значит «поведение»)
сформировался в Америке на рубеже XX в. в исследованиях над поведением животных. В первую
очередь исследования Э. Л. Торндайка над поведением животных (1898) заложило основы
бихевиоризма, определив методику и проблематику новой психологии, в которой центральное место
заняла проблема навыка.
Выросшую из этих исследований над животными концепцию Дж. Уотсон (Watson)
методологически оформил, заострил и перен¸с на психологию человека. В 1912 г. он сформулировал
принципы новой психологии в программной статье.
[J. B. Watsоn, Psychology as the Behaviorist Views,
«Psychological Review», v. 20, 1931.] В 1918 г. он их развернул в своей книге «Психология как наука о
поведении». Ряд психологов, главным образом в Америке, — К. Лешли (Lashley), У. Гунтер (Hunter),
Вейсс (Weiss) — примкнули к новому направлению. Вскоре бихевиоризм смог опереться на работы И.
П. Павлова об условных рефлексах, начавшиеся вскоре после исследований Э. Л. Торндайка, но
независимо от них.
В настоящее время к бихевиористам причисляется значительное число американских
психологов, объедин¸нных лишь признанием поведения предметом психологии. Само же поведение
понимается ими по-разному. Так, ряд психологов-поведенцев (прежде всего Э. Ч. Тольман) особенно
подч¸ркивает направленный, целевой характер поведения, роль намерения в н¸м.
В литературе сделана была попытка расклассифицировать современных бихевиористов на три
группы: строгих бихевиористов (типа Дж. Б. Уотсона), бихевиористов не строгих (Г. У. Альпорт и др.) и
бихевиористов, признающих направленный характер поведения (типа Э. Ч. Тольмана).
[См. С. Л.,
Рубинштейн «Необихевиоризм Тольмана» в сборн. «Уч¸ные записки кафедры психологии Гос. пед. ин-
та им. Герцена», Л. 1939.] Но в действительности их можно насчитать много больше. Образуется ряд
различных оттенков и промежуточных позиций, почти смыкающихся с механистическими
направлениями внутри эмпирической психологии. Наряду с этим на механистической основе
бихевиоризма нарастают идеалистические телеологические тенденции.
Крупнейшим представителем
этого телеологического необихевиоризма является в настоящее время Э. Ч. Тольман, сочетающий
бихевиоризм с гештальтизмом. Его концепция имеет в настоящее время наибольшую значимость.
Предварительно развив е¸ в ряде специальных исследований, он подытожил е¸ затем в большом труде
[Ed. Ch. Тоlman, Purposive Behavior in Animals and Men. New York—London, 1932].
Предметом психологии бихевиоризм считает не сознание, а поведение. Под поведением
понимаются ответные движения организма на раздражения среды. Внешние раздражители, простые или
сложные ситуации — это стимулы; ответные движения — реакции. Задача психологии — установить
однозначные отношения между стимулами и реакциями. В отличие от того направления биологической
Hosted by uCoz