же как кризис в физике, о котором писал В. И. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме», в
математике и т. д., это кризис методологический, связанный с идеологической
борьбой за
методологические основы науки. Рушатся методологические основы, на которых было первоначально
воздвигнуто здание экспериментальной психологии; вс¸ большее распространение получает в
психологии отказ не только от эксперимента, но и вообще от задач научного объяснения («понимающая
психология» Э. Шпрангера); психологию захл¸стывает волна витализма, мистицизма, иррационализма.
Идущий из глубин организма инстинкт (А. Бергсон), «горме» (у У. Мак-Дауголла) вытесняет интеллект.
Центр тяжести переносится от высших исторически сложившихся форм сознания к доисторическим,
примитивным, «глубинным» е¸ основам, от сознания к бессознательному, инстинктивному.
Сознание низводится на роль маскировочного механизма, лиш¸нного реального влияния на поведение,
управляемое бессознательными влечениями (З. Фрейд). Наряду с этим механицизм принимает крайние
формы, приходя к полному отрицанию психики и сознания человека; человеческая деятельность
сводится к совокупности неосознанных рефлекторных реакций (поведенческая психология). В
психологии народов и в учении о личности, в характерологии господствующими в зарубежной
буржуазной психологии становятся реакционные расовые фаталистические теории (Э. Кречмер, Э.
Иенш); в психологии реб¸нка широко распространяется педология, в педагогической и вообще
прикладной психологии тестология. За е¸ антинаучными методами вс¸ более обнаж¸нно выступают
е¸ классовые позиции.
Кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте, когда сформировалась поведенческая
психология рефлексология в России и бихевиоризм в Америке, потому что поведенческая
психология, выдвинув поведение как предмет психологии, с особенной остротой выявила кризис
центрального понятия всей современной психологии понятия сознания.
Русская рефлексология (В. М. Бехтерев) сложилась на основе изучения физиологии нервной
деятельности. Американский бихевиоризм (от английского слова behavior, что значит «поведение»)
сформировался в Америке на рубеже XX в. в исследованиях над поведением животных. В первую
очередь исследования Э. Л. Торндайка над поведением животных (1898) заложило основы
бихевиоризма, определив методику и проблематику новой психологии, в которой центральное место
заняла проблема навыка.
Выросшую из этих исследований над животными концепцию Дж. Уотсон (Watson)
методологически оформил, заострил и перен¸с на психологию человека. В 1912 г. он сформулировал
принципы новой психологии в программной статье.
[J. B. Watsоn, Psychology as the Behaviorist Views,
«Psychological Review», v. 20, 1931.] В 1918 г. он их развернул в своей книге «Психология как наука о
поведении». Ряд психологов, главным образом в Америке, К. Лешли (Lashley), У. Гунтер (Hunter),
Вейсс (Weiss) примкнули к новому направлению. Вскоре бихевиоризм смог опереться на работы И.
П. Павлова об условных рефлексах, начавшиеся вскоре после исследований Э. Л. Торндайка, но
независимо от них.
В настоящее время к бихевиористам причисляется значительное число американских
психологов, объедин¸нных лишь признанием поведения предметом психологии. Само же поведение
понимается ими по-разному. Так, ряд психологов-поведенцев (прежде всего Э. Ч. Тольман) особенно
подч¸ркивает направленный, целевой характер поведения, роль намерения в н¸м.
В литературе сделана была попытка расклассифицировать современных бихевиористов на три
группы: строгих бихевиористов (типа Дж. Б. Уотсона), бихевиористов не строгих (Г. У. Альпорт и др.) и
бихевиористов, признающих направленный характер поведения (типа Э. Ч. Тольмана).
[См. С. Л.,
Рубинштейн «Необихевиоризм Тольмана» в сборн. «Уч¸ные записки кафедры психологии Гос. пед. ин-
та им. Герцена», Л. 1939.] Но в действительности их можно насчитать много больше. Образуется ряд
различных оттенков и промежуточных позиций, почти смыкающихся с механистическими
направлениями внутри эмпирической психологии. Наряду с этим на механистической основе
бихевиоризма нарастают идеалистические телеологические тенденции.
Крупнейшим представителем
этого телеологического необихевиоризма является в настоящее время Э. Ч. Тольман, сочетающий
бихевиоризм с гештальтизмом. Его концепция имеет в настоящее время наибольшую значимость.
Предварительно развив е¸ в ряде специальных исследований, он подытожил е¸ затем в большом труде
[Ed. Ch. Тоlman, Purposive Behavior in Animals and Men. New YorkLondon, 1932].
Предметом психологии бихевиоризм считает не сознание, а поведение. Под поведением
понимаются ответные движения организма на раздражения среды. Внешние раздражители, простые или
сложные ситуации это стимулы; ответные движения реакции. Задача психологии установить
однозначные отношения между стимулами и реакциями. В отличие от того направления биологической
|