Navigation bar
  Print document Start Previous page
 550 of 584 
Next page End  

самосознания, поскольку клиника показала, что элементарные, грубые нарушения единства сознания в
патологических случаях так называемого раздвоения или распада личности (деперсонализации) бывают
связаны с нарушениями органической чувствительности. Но это отражение единства органической
жизни в общей органической чувствительности является разве только предпосылкой для развития
самосознания, а никак не его источником. Источник самосознания никак не приходится искать в
«соотношениях организма с самим собой», выражающихся в рефлекторных актах, служащих для
регулирования его функций (в которых ищет их, например, П. Жане). Подлинный источник и движущие
силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида,
выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.
Не сознание рождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает в ходе развития
сознания личности, по мере того как она реально становится самостоятельным субъектом. Прежде чем
стать субъектом практической и теоретической деятельности, «я» само формируется в ней. Реальная, не
мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием
личности и основными событиями е¸ жизненного пути.
Первый этап в реальном формировании личности как самостоятельного субъекта,
выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением
произвольных движений. Эти последние вырабатываются в процессе формирования первых
предметных действий.
Дальнейшей ступенькой на этом же пути является начало ходьбы, самостоятельного
передвижения. И в этом втором, как и в первом случае, существенна не столько сама по себе техника
этого дела, сколько то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому
приводит возможность самостоятельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения
предметом посредством хватательных движений. Одно, как и другое, одно вместе с другим порождает
некоторую самостоятельность реб¸нка по отношению к другим людям. Реб¸нок реально начинает
становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из
окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности,
первое представление е¸ о сво¸м «я». При этом человек осозна¸т свою самостоятельность, сво¸
выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с
окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного «я» через
познание других людей. Не существует «я» вне отношений к «ты», и не существует самосознания вне
осознания другого человека как самостоятельного субъекта. Самосознание является относительно
поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы реальное
становление реб¸нка практическим субъектом, сознательно выделяющимся из окружения.
Существенным звеном в ряде основных событий в истории становления самосознания является и
развитие речи. Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом, играя
значительную роль в развитии сознания реб¸нка, вместе с тем существенно увеличивает
воздейственные возможности реб¸нка, изменяя таким образом взаимоотношения реб¸нка с
окружающими. Вместо того чтобы быть лишь объектом направляющихся на него действий
окружающих его взрослых, реб¸нок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия
окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир.
Все эти изменения в поведении реб¸нка и в его взаимоотношениях с окружающим порождают,
осознаваясь, изменения в его сознании, а изменения в его сознании в свою очередь ведут к изменению
его поведения и его внутреннего отношения к другим людям.
Вопрос о том, является ли индивид субъектом с развитым самосознанием, сознательно
выделяющим себя из окружения, осознающим сво¸ отношение к нему как отношение, нельзя решать
метафизически. В развитии личности и е¸ самосознания существует целый ряд ступеней. В ряду
внешних событий жизни личности сюда включается вс¸, что реально делает человека самостоятельным
субъектом общественной и личной жизни, как-то: сначала у реб¸нка развивающаяся способность к
самообслуживанию и, наконец, у юноши, у взрослого начало собственной трудовой деятельности,
делающей его материально независимым; каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю
сторону; объективное, внешнее изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его
сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его
внутреннее отношение и к другим людям и к самому себе.
Однако этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают,
никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь фундамент,
создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую е¸ формовку; дальнейшая
Hosted by uCoz