их внутри единства. Каждая такая ступень психического развития, будучи качественно отличной от
всех других, представляет относительно однородное целое, так что возможна е¸ психологическая
характеристика как некоторого специфического целого.
Процесс психического развития происходит при этом не как «рекапитуляция», т. е. простое
повторение пройденного, а как поступательный переход сложный и часто зигзагообразный по
восходящей спирали от одной ступени к другой, качественно своеобразной, ступени. И задача
психологии при изучении психического развития заключается в том, чтобы вскрыть и преемственность
в развитии высших форм психики на основе низших и качественное своеобразие этих высших форм
(как-то: сознания человека по сравнению с психикой животных).
б) Поскольку психические явления, как и все явления природы и общественной жизни, имеют
сво¸ прошлое и будущее, свою отрицательную и положительную сторону, что-то отживающее и нечто
развивающееся, им свойственны внутренние противоречия. И подлинным содержанием психического
развития является борьба этих внутренних противоречий, борьба между старыми отживающими
формами психики и новыми нарождающимися. Задача психологического исследования и заключается в
том, чтобы проследить происходящее в этой борьбе развитие новых форм психики в их существенных
закономерностях.
Возникновение новой ступени- психического развития не является, однако, только внешней
надстройкой. Всякая предшествующая стадия всегда представляет собой подготовительную ступень к
последующей; внутри е¸ нарастают сначала в качестве подчин¸нных моментов те силы и
соотношения, которые, став ведущими, дают начало новой ступени развития.
Таков диалектический принцип в трактовке психического развития.
С диалектическим принципом неразрывно связана в нашем понимании психического развития
материалистическая трактовка его.
В противоположность идеализму, утверждающему, что первичным является идея, дух, сознание,
психика, а материя, бытие являются чем-то производным, материализм исходит из того, что материя,
бытие первично, а психика, сознание, дух, идеи вторичны, производны, что они продукт развития
материального мира, и потому их научное изучение должно исходить из зависимости психики, сознания
от их материальных основ и не может быть понятно вне связи с ними.
«В противоположность идеализму, утверждающему, что реально существует лишь наше
сознание, что материальный мир, бытие, природа существует лишь в нашем сознании, в наших
ощущениях, представлениях, понятиях, марксистский философский материализм, пишет товарищ
Сталин, исходит из того, что материя, природа, бытие представляет объективную реальность,
существующую вне и независимо от сознания, что материя первична, так как она является источником
ощущений, представлений, сознания, а сознание вторично, производно, так как оно является
отображением материи, отображением бытия, что мышление есть продукт материи, достигшей в сво¸м
развитии высокой степени совершенства, а именно продукт мозга, а мозг
орган мышления, что
нельзя поэтому отделять мышление от материи, не желая впасть в грубую ошибку».
[И. Сталин,
Вопросы ленинизма, стр. 542, изд. 11-е, Политиздат, 1939.]
Психика является продуктом развития органической жизни. Поэтому вопрос о материальных
основах психики это прежде всего вопрос об е¸ зависимости от материальных основ органической
жизни, от е¸ материального субстрата.
Непосредственным материальным субстратом психики в е¸ развитых формах является
центральная нервная система, мозг. Но психика, несомненно, связана не только с нервной, но и с
гуморальной, химической регуляцией. В химической, гуморальной регуляции жизни организма
особенно значительную роль играет, как известно, эндокринная система, система желез внутренней
секреции. Е¸ влияние на психику не подлежит сомнению. Так, усиленная инкреция щитовидной
железы, обусловливая повышенную чувствительность всей нервной системы к периферическим и
центральным раздражениям, обусловливает и психические изменения: ускоренное течение психических
процессов колебания настроения, то возбужд¸нного, то подавленного. Наоборот, понижение
деятельности щитовидкой железы вызывает понижение возбудимости нервной системы, которая
приводит к задержке психических функций и выражается в апатии, в замедленных темпах психической
деятельности.
Однако в настоящее время не приходится противопоставлять друг другу нервную и химическую,
или гуморальную, регуляцию: сама нервная регуляция является вместе с тем и химической, поскольку
она осуществляется через посредство гормонов и медиаторов, выделяемых в результате проходящих по
нервам раздражений. В свою очередь инкреты могут влиять на периферические окончания нервов и не
|