влияет также и на то, серьезны или поверхностны наши мысли, предшествующие какому-либо
суждению.
Самореализующиеся убеждения
Познакомившись с тем, как мы объясняем поведение окружающих и судим о них эффективно,
адаптивно, но иногда неверно, мы, наконец, подошли к тому, чтобы оценить ту роль, которую
играют наши суждения. Имеют ли наши суждения о социальной реальности какое-нибудь значение?
Способны ли они изменить ее?
Наши социальные убеждения и суждения важны, ибо они обладают силой воздействия. Они
влияют на наши чувства и поведение, благодаря чему создают свою собственную реальность. Когда
наши идеи толкают нас на совершение поступков, с очевидностью доказывающих их правоту, они
превращаются в сбывшиеся пророчества. А это значит, что социальное восприятие хоть и неявно, но
влияет на социальную реальность.
Роберт Розенталь, автор широко известных исследований, посвященных «предвзятости
экспериментатора», обнаружил, что испытуемые иногда оправдывают ожидания исследователя
(Rosental, 1985). В одном из экспериментов исследователи попросили испытуемых оценить, насколько
успешны люди, фотографии которых были им предъявлены. Всем испытуемым была прочитана одна и
та же инструкция и предъявлены одни и те же фотографии. Тем не менее ожидания экспериментаторов,
полагавших, что успешность изображенных на фотографиях людей будет оценена высоко, оправдались:
их испытуемые оценили ее выше, чем испытуемые тех экспериментаторов, которые ожидали, что
сфотографированных сочтут неудачниками. Еще более поразительной и противоречивой кажется
информация о том, что точно так же «ведут себя» и ожидания, которые преподаватели связывают со
своими учениками: они тоже иногда превращаются в сбывающиеся пророчества.
Ожидания педагогов и академические успехи учащихся
Ни для кого не секрет, что на одних учеников педагоги возлагают большие надежды, чем на
других. Возможно, вы уже и сами успели заметить это, если учитесь в той же школе, где учились ваши
старшие брат или сестра, если вас успели признать «одаренным» или «необучаемым» или если вас
отнесли к «очень способным» ученикам или к ученикам со «средними способностями». Возможно,
благодаря разговорам, которые ведутся в учительской, даже у тех, кто не знаком с вами, уже заранее
сложилось определенное мнение о вас. Возможны и другие варианты: новый учитель уже успел
тщательнейшим образом изучить вашу школьную жизнь или выяснил финансовое положение вашей
семьи. Повлияют ли на академические успехи ученика ожидания такого учителя? Ясно, что мнение
учителя коррелирует с достижениями ученика: учитель хорошего мнения о тех учениках, которые
хорошо учатся. В основном это результат правильного восприятия педагогом способностей и
достижений их учеников (Jussim et al., 1996; Smith et al., 1998, 1999).
Однако можно ли сказать, что это восприятие является не только следствием успеваемости
учащихся, но и ее причиной?
Результаты корреляционного исследования, выполненного Уильямом
Крано и Филлис Меллон с участием 4300 британских школьников, позволяют утвердительно ответить
на этот вопрос (Crano & Mellon, 1978). Лестное мнение педагога об учащемся может быть не только
следствием академических успехов последнего, но также и их причиной.
Есть ли возможность экспериментально проверить этот «эффект ожиданий педагога»?
Представьте себе, что мы сказали педагогу: «Отобранные наугад студенты Дана, Салли, Тодд и
Мануэль чрезвычайно одаренные люди». Будет ли педагог после этого как-то по-особому относиться
к ним, а они продемонстрируют вследствие этого необычно высокую успеваемость? Результаты ныне
широко известного эксперимента, проведенного Розенталем и Ленор Джекобсон, полностью
подтверждают это предположение (Rosenthal & Jacobson, 1968). Отобранные по случайному принципу
ученики одной из начальных школ Сан-Франциско, которым было сказано (по итогам процедуры,
имитировавшей тест), что они находятся в преддверии весьма значительного «интеллектуального
рывка», впоследствии, когда было проведено настоящее тестирование интеллекта, продемонстрировали
более высокие результаты, т. е. их IQ возрос.
Эти впечатляющие результаты, судя по всему, намекают на то, что существующая в школах
проблема «неспособных детей», возможно, является лишь следствием невысоких ожиданий, которые
|