Менее очевидны способы, позволяющие приверженность тем или иным ценностям выдавать за
объективную истину. Рассмотрим три таких способа проникновения ценностей в психологию.
Субъективные аспекты науки
В наши дни и ученые, и философы согласны с тем, что наука не вполне объективна. Ученые не
просто читают книгу природы. Скорее можно говорить о том, что они интерпретируют природу, следуя
той концепции, которой они придерживаются. Мы в своей повседневной жизни тоже смотрим на мир
сквозь призму своих предубеждений. Прервите ненадолго чтение. Что вы видите на рис. 1.2?
Рис. 1.2. Что вы видите?
Вы видите в центре рисунка далматинского дога, который нюхает землю? Не имея заранее
представления о том, что будет изображено, большинство людей не видят его. Но стоит «концепции
далматинского дога» появиться, как она начинает
контролировать вашу интерпретацию рисунка и
делает это столь активно, что становится трудно не увидеть собаку.
Так работает наше мышление. Читая эти слова, вы даже не подозревали, что одновременно
смотрите на свой нос. Ваш разум блокирует восприятие того, что находится в поле вашего зрения, если
вы не были готовы это воспринять. Тенденция к предвзятому суждению о реальности, основанному на
наших ожиданиях, является принципиальной особенностью человеческого мышления.
Классический пример зависимости интерпретации от мнения футбольный матч между
командами Принстонского и Дартмутского университетов, состоявшийся в 1951 г. (Hastorf & Cantril,
1954; Loy & Andrews, 1981). Поведение игроков по праву было названо неспортивным; матч оказался
одним из самых грубых и самых грязных матчей в истории обеих команд. Игрок команды Принстона,
атакованный несколькими футболистами команды Дартмута, был вынужден покинуть поле с разбитым
носом. Началась драка, в результате которой многие игроки обеих команд получили травмы. В общем,
игра проходила так, что ее вряд ли можно назвать воплощением учтивости, присущей Лиге плюща.
[Лига плюща (Ivy League) группа самых престижных частных колледжей и университетов на северо-
востоке США, известных высоким уровнем обучения и научных исследований. Название связано с тем,
что по английской традиции стены университетов членов Лиги увиты плющом. Примеч. ред.]
Вскоре после этого два психолога, по одному от каждой команды, в рамках эксперимента по
социальной психологии показали в обоих кампусах видеозапись игры. Студенты выступали в качестве
исследователей-наблюдателей, отмечавших каждое нарушение правил и его «автора». Однако им не
удалось сохранить беспристрастность. Студенты Принстона более, нежели студенты Дартмута, были
склонны считать своих товарищей жертвами агрессии соперников и отметили в два раза больше
нарушений, допущенных ими, чем студенты Дартмута. Мораль: объективная реальность существует, но
мы всегда смотрим на нее через призму собственных убеждений и ценностей.
Поскольку ученые, независимо от того, в какой области науки они работают, нередко разделяют
одну и ту же точку зрения или принадлежат к одной и той же
культуре, их утверждения могут не
вызывать сомнений. То, что мы принимаем как само собой разумеющееся, общие убеждения,
называемые европейскими социальными психологами нашими социальными репрезентациями
(Augoustinos & Innes, 1990; Moscovici, 1988), представляют собой наши самые важные, но зачастую и
самые неизученные убеждения. Однако случается, что какой-либо «человек со стороны» привлечет к
ним наше внимание.
|