Navigation bar
  Print document Start Previous page
 184 of 569 
Next page End  

что в этот момент они находились в психологическом состоянии, отличном от психологического
состояния испытуемого, начинающего эксперимент с этой точки. Как было сказано в главе 4, внешнее
поведение и внутренняя диспозиция способны питать друг друга, и иногда эта «подпитка» идет по
спирали. По словам Милгрэма, «многие испытуемые в результате своих действий против жертвы очень
занижали оценку, которую давали ей. Постоянно приходилось слышать реплики вроде: «Так ему и
надо! Нельзя быть таким тупым и упрямым!». Начав «наказывать» жертву, такие испытуемые считали
необходимым рассматривать ее как человека, не достойного внимания; наказание его — следствие его
собственного интеллектуального или нравственного несовершенства, а потому неизбежно» (Milgram,
1974, р. 10).
{«Возможно, мой патриотизм был чрезмерным». Эти слова принадлежат бывшему палачу
Джеффри Бензину, который изображен на этих фотографиях. Он демонстрирует Южно-Африканской
Комиссии правды и примирения технику «мокрого мешка». Такие мешки он надевал на головы своих
жертв и снимал их только тогда, когда человек начинал задыхаться. Потом пытка повторялась снова и
снова. Служба безопасности ЮАР, в течение длительного времени не признававшаяся в этом, прибегала
к ней для того, чтобы заставить обвиняемого признаться, например, в том, где спрятано оружие. «Я
делал ужасные вещи», — сказал Бензин и попросил прощения у своих жертв, хотя и уверял их в том,
что «всего лишь выполнял приказы»}
В начале 1970-х гг. военная хунта, правившая в то время в Греции, использовала принцип «во-
всем-виновата-жертва» при подготовке палачей (Haritos-Fatouros, 1988; Staub, 1989). Для этой цели в
Греции, как и при подготовке офицеров СС в нацистской Германии, отбирали только тех, кто
демонстрировал уважение к власти и подчинялся ей. Но одних этих склонностей было недостаточно для
того, чтобы человек превратился в палача. Поэтому он сначала проходил тренировку в тюрьме в
качестве охранника, а затем — последовательно — принимал участие в арестах, в избиениях
заключенных, наблюдал за пытками и лишь после этого начинал пытать сам. Шаг за шагом послушный,
но в остальном благопристойный человек превращался в орудие жестокости. Подчинение взрастило
одобрение.
Социальный психолог из Университета штата Массачусетс Эрвин Штауб, переживший
Холокост, прекрасно осведомлен о тех силах, которые способны превратить нормальных граждан в
орудия смерти. Он изучал геноцид в разных странах, и результаты его исследований наглядно
показывают, к чему может привести этот процесс (Staub, 1989, 1999). Слишком часто критика
порождает презрение, которое «выдает лицензию» на жестокость; в свою очередь жестокость, когда ее
оправдывают, сначала приводит к зверствам, затем к убийствам, а потом и к массовым убийствам.
Возникающие установки и следуют за действиями, и оправдывают их. Нельзя остаться равнодушным к
выводу, который делает Штауб: «Человеческие существа обладают способностью привыкать убивать
себе подобных и не видеть в этом ничего из ряда вон выходящего» (Staub, 1989, р. 13).
<Людские деяния сильнее самих людей. Покажите мне человека, который, совершив деяние, не
стал бы его жертвой и рабом. Ральф Уолдо Эмерсон, 1850>
Однако люди способны и на героические поступки. Во время Второй мировой войны 3500 евреев
и 1500 беженцев других национальностей, которым грозила отправка в Германию, нашли приют в
деревне Ле Шамбо. Спрятавшие их жители деревни были преимущественно протестантами, потомками
тех, кто подвергался гонениям и кого собственные наставники, пасторы, учили «сопротивляться всем
попыткам супостатов требовать от нас подчинения тому, что противоречит заветам Господа нашего
Иисуса Христа» (Rochat, 1993; Rochat & Modigliani, 1995). Получив приказ выдать евреев, пастор,
возглавлявший местную церковную общину, ответил: «Для меня нет евреев, для меня есть только
люди». Еще не зная, сколь ужасной будет война и как велики будут их страдания, люди, отказавшиеся
повиноваться захватчикам, сделали первый шаг и затем — поддерживаемые собственной верой, теми,
кому они верили, и друг другом — оставались непокоренными до конца войны. Не только в этом, но и
во многих других случаях нацистская оккупация с самого начала наталкивалась на сопротивление.
Первые шаги, свидетельствовавшие о подчинении или сопротивлении, формировали установки,
которые оказывали влияние на поведение, а оно, в свою очередь, усиливало установки. Изначально
оказанная помощь усиливает готовность оказывать помощь и дальше.
Власть ситуации
Наиболее важный урок главы 5 заключается в том, что культура — мощный фактор,
формирующий нашу жизнь; а наиболее важный урок этой главы, демонстрирующей, что
Hosted by uCoz