Navigation bar
  Print document Start Previous page
 209 of 569 
Next page End  

рассуждать, как детективы. Они предполагают, что «работает» еще какой-то не выявленный ими фактор
X:
если он присутствует, важнее сходство, если отсутствует — важнее надежность. По мнению
Джорджа Геталса и Эрика Нелсона, таким фактором X является существо темы, т. е. идет ли речь о
субъективных предпочтениях или об объективной реальности (Goethals & Nelson, 1973). Когда выбор
касается личных нравственных ценностей, вкуса или образа жизни, наиболее влиятельными
оказываются коммуникаторы, принадлежащие к той же группе.
Но в том, что касается суждений о
фактах (Правда ли, что в Сиднее выпадает меньше осадков, чем в Лондоне?), подтверждение вашего
мнения, полученное от того, кто непохож на вас, более ценно с точки зрения вашей уверенности в себе.
Непохожий на вас человек (если он к тому же еще и специалист в данной области) становится
источником независимого суждения.
Что сообщается? Содержание сообщения
Значение имеет не только личность и манера оратора, но и то, что именно он говорит. Если вам
предстоит помочь организовать кампанию в поддержку школьных налогов, по сбору средств в пользу
голодающих в странах третьего мира или против курения, вам придется задуматься о том, каким
должен быть ваш призыв, чтобы можно было рассчитывать на прямой способ убеждения. Здравый
смысл позволяет найти аргументы в пользу обоих возможных ответов на следующие вопросы.
Какое сообщение наиболее убедительно — то, что базируется исключительно на логике, или
то, что обращено к чувствам?
В каком случае мнение аудитории изменится более заметно —
если вы станете
пропагандировать взгляды, лишь незначительно отличающиеся от тех, что разделяют ваши слушатели,
или если вы представите радикальную позицию?
Должны ли вы излагать только собственную точку зрения или следует признать
существование противоположных взглядов и попытаться опровергнуть их?
Если аудитории предстоит выслушать ораторов, представляющих разные позиции, как
бывает, например, на городских митингах, что выгоднее — выступать первым или последним?
Рассмотрим все вопросы по порядку.
Логика или чувства?
Предположим, что вы проводите кампанию по сбору средств в пользу голодающих в странах
третьего мира. Следует ли вам для того, чтобы добиться оптимального результата, изложить свои
аргументы строго по пунктам, один за другим, подкрепив их впечатляющими статистическими
данными? Или лучше обратиться к чувствам слушателей и рассказать им подлинную историю о
голодающем ребенке? Конечно, любой аргумент может быть одновременно и логичным, и
эмоциональным. Вы можете соединить логику и страсть. И все же: что воздействует на аудиторию
сильнее — доводы рассудка или эмоции? Прав ли был шекспировский Лизандр
[Один из персонажей
комедии «Сон в летнюю ночь». —
Примеч. перев.], сказавший, что «у рассудка воля в подчиненьи»?
[Перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник. —
Примеч. перев.] Или большую мудрость проявит тот, кто
последует совету лорда Честерфилда: «Обращайтесь в первую очередь к чувствам, к сердцу и к
человеческим слабостям и лишь в крайнем случае — к разуму»?
Ответ таков: все зависит от аудитории. Образованные или обладающие аналитическим умом
люди скорее откликаются на доводы рассудка, нежели менее просвещенные или менее склонные к
аналитическому мышлению (Cacioppo et al., 1983, 1996; Hovland et al., 1949). Прямой способ убеждения
наиболее эффективен в размышляющей, заинтересованной аудитории, именно она лучше, чем какая бы
то ни было другая, воспринимает логически обоснованную аргументацию. В безучастной аудитории
уместнее ориентироваться на косвенный способ; для нее большее значение имеет симпатия или
антипатия к оратору (Chaiken, 1980; Petty et al., 1981).
<В конечном счете мнение определяет не интеллект, а чувства.
Герберт Спенсер,
Социальная
статика, 1851>
Если судить по результатам опросов, проводимых перед президентскими выборами, многие
избиратели равнодушны к ним. Предпочтения американских избирателей оказывались более
прогнозируемыми не тогда, когда их спрашивали о личностных качествах кандидатов и об их
вероятных действиях, а в тех случаях, когда интервьюеры интересовались их эмоциями, связанными с
кандидатами (например, спрашивали, вызывал ли у них Рональд Рейган когда-либо эмоциональный
Hosted by uCoz