Рис. 1.4. Когда имеет место корреляция двух переменных, возможно любое из трех объяснений
Некоторые считают, что «здоровая Я-концепция» благоприятствует академическим успехам. А
это значит, что, поддерживая «Я»-образ ребенка, можно улучшить его успеваемость. Поверив в этот
тезис, администрация 30 штатов издала более 170 законодательных актов, направленных на поддержку
самоуважения.
<Исследователи выявили не очень тесную, но положительную корреляцию между
предпочтениями, которые подростки отдают тяжелому року, и их отношением к добрачному сексу,
порнографии, сатанизму и употреблению наркотиков и алкоголя (Landers, 1988). Какие возможные
объяснения вы могли бы предложить для этой корреляции?>
Однако другие, в том числе психологи Уильям Дэмон (Damon, 1995), Робин Дэйвс (Dawes, 1994),
Марк Лири (Leary, 1998) и Мартин Селигман (Seligman, 1994), усомнились в том, что самоуважение
на самом деле «те доспехи, которые способны защитить детей» от неуспеваемости (или от увлечения
наркотиками и правонарушений). Не исключено, что ситуация диаметрально противоположна и что
недостаточное самоуважение есть результат проблем и неудач. Возможно, чувство собственного
достоинства зачастую лишь отражает реальность и то, как складывается наша жизнь, или произрастает
из достижений, являющихся результатом тяжелого труда. Поступай разумно и ты будешь уважать
себя; грубо ошибайся, терпи неудачи и ты будешь чувствовать себя последним болваном. Результаты
исследования, проведенного с участием 635 норвежских школьников, позволяют предположить, что
цепочка золотых звездочек возле имени ученика на доске успеваемости и постоянные похвалы
восхищающегося им учителя способствуют росту самоуважения ребенка (Skaalvic & Hagtvet, 1994). Но
не исключено, что корреляция самоуважения и достижений есть следствие связи и первого, и второго с
такими базовыми параметрами, как интеллект и социальный статус семьи.
О том, что это возможно, свидетельствуют результаты двух исследований: в первом
национальная выборка составила 1600 американцев молодых мужчин, а во втором 715 юношей
жителей штата Миннесота (Bachman & O'Malley, 1977; Maruyama et al., 1981). После того как
исследователи статистически исключили влияние интеллекта и статуса семьи, от корреляции
самоуважения и достижений не осталось и следа.
Современные корреляционные методики могут наводить на мысль о причинно-следственных
связях. Отсроченные корреляции (time-lagged correlations) выявляют последовательность событий (по
ним, например, отмечают, когда изменение достижений проявляется чаще до изменения
самоуважения или после него). Исследователи могут также использовать статистические методики,
исключающие влияние «мешающих» переменных. Так, авторы упомянутых выше работ не обнаружили
никакой корреляции между самоуважением и достижением после того, как устранили различия в
интеллекте и статусе семьи. (Для людей с примерно равным интеллектом, принадлежащих к семьям
примерно одинакового статуса, корреляция между самоуважением и достижением была минимальной.)
Группа исследователей из Шотландии заинтересовалась, сохранится ли связь между статусом и
продолжительностью жизни, если они исключат такой фактор, как курение, которое сейчас гораздо
меньше распространено среди людей с высоким социальным статусом. Эта связь сохранилась, что дало
основание считать: более высокая смертность среди бедняков отчасти объясняется и другими
факторами такими, например, как более высокий уровень стресса и снижение чувства контроля.
Итак, сильной стороной корреляционного исследования является то, что его можно проводить в
|