твердят свое. Г¸те, Максимы и размышления>
А что можно сказать о противоположной возможности? Все мы знаем пословицу «Хорошо
смеется тот, кто смеется последним». Коль скоро мы лучше запоминаем последнюю по времени
поступления к нам информацию, то существует ли то, что можно было бы назвать «эффектом
новизны»? По собственному опыту (а также по данным экспериментов, посвященных изучению
памяти) нам известно, что события сегодняшнего дня могут временно затмить важные события,
имевшие место в прошлом. Чтобы проверить это, Миллер и Кэмпбелл сначала давали одной группе
студентов прочитать информацию, предоставленную защитой, а второй группе информацию,
предоставленную обвинением. Спустя неделю исследователи предложили им прочитать второй «блок»
и сразу же высказать свое мнение. Результаты были диаметрально противоположны тем, что были
получены в первой части эксперимента, когда было доказано существование эффекта первичности:
большая часть того, что было прочитано неделю назад, выветрилась из памяти.
Забывание создает эффект новизны, если: 1) между двумя сообщениями проходит достаточно
много времени; 2) аудитория должна действовать вскоре после второго сообщения. Если два сообщения
следуют одно за другим без перерыва, после чего проходит какое-то время, скорее всего проявится
эффект первичности (рис. 7.6). Это прежде всего относится к тем ситуациям, когда первое сообщение
стимулирует активный мыслительный процесс (Haugtvedt & Wegener, 1994). Какой совет теперь дадите
вы участнику предвыборных дебатов?
Рис. 7.6. Эффект первичности или эффект новизны? Если два убеждающих сообщения
следуют непосредственно одно за другим, а аудитория должна отреагировать на них спустя некоторое
время, преимущество на стороне первого сообщения (эффект первичности). Если между двумя
сообщениями проходит какое-то время, а аудитория должна отреагировать на них вскоре после второго
сообщения, преимущество на стороне второго сообщения (эффект новизны)
Как передается сообщение? Коммуникационный канал
Активный опыт или пассивное восприятие?
В главе 4 мы уже говорили, что нас формируют наши поступки. Действуя, мы развиваем мысль,
направляющую это действие, особенно если чувствуем свою ответственность. Мы говорили также и о
том, что установки, которые своими корнями уходят в наш собственный опыт, способны оказать на
наше поведение более заметное влияние, нежели установки, усвоенные «из вторых рук». По сравнению
с пассивно усвоенными, установки, базирующиеся на опыте, более надежны, более стабильны и менее
подвержены влияниям.
Тем не менее психология здравого смысла верит в силу печатного слова. Как мы стараемся
привлечь студентов к участию в мероприятиях, которые проводятся в кампусе? Мы вывешиваем
объявления. Как мы заставляем водителей сбрасывать скорость и смотреть на дорогу? Развешиваем
плакаты «Будь осторожен за рулем!» Как мы пытаемся побудить студентов перестать мусорить в
кампусе? Мы засоряем доску для объявлений призывами не сорить.
Можно ли сказать, что людей можно так просто убедить? Рассмотрим две попытки,
предпринятые с благими намерениями. В Скриппс-колледже
[Гуманитарный колледж для женщин,
один из шести Клермонтских колледжей.
Примеч. ред.] (штат Калифорния) проводилась «Неделя
борьбы за чистоту», и по всему кампусу были расклеены плакаты типа «Пусть наш кампус всегда будет
прекрасен!», «Давайте перестанем мусорить!» и т. п. Листовки с аналогичными призывами студенты
ежедневно находили и в своих почтовых ящиках. За день до того как должна была начаться «Неделя
|