опроса. Результаты опросов мнений по политическим вопросам, которые проводятся одновременно,
отличаются друг от друга более чем на 3%, хотя ошибка каждого не превышает 3%. Одно из
объяснений подобных расхождений заключается в том, что около 30% из числа изначально включенных
в выборку людей отказываются отвечать на вопросы или оказываются недоступными для тех, кто
проводит опрос, т. е. реальная выборка менее репрезентативна, нежели «теоретическая» (Converse &
Traugott, 1986). Так, во время одной общенациональной избирательной кампании избирателей
опрашивали по телефону. Подсчет голосов тех, до кого удалось дозвониться с первого раза, показал, что
кандидат от консерваторов опережает своего соперника на 3 пункта. Когда же результаты пересчитали
после того, как удалось дозвониться до всех, преимущество консерватора стало более очевидным и
составило 13 пунктов. (Несомненно, приверженцы консервативных взглядов не любят сидеть дома.)
{Даже опросы, которые проводятся при выходе с избирательных участков, требуют случайной (а
значит, и репрезентативной) выборки избирателей}
Порядок предъявления вопросов. Располагая репрезентативной выборкой, необходимо
обратить внимание и на другие источники ошибок, например на последовательность предъявления
вопросов. Когда у американцев спросили: «Следует ли позволить японскому правительству ограничить
количество продаваемых в Японии американских товаров?» большинство ответило отрицательно
(Schuman & Ludwig, 1983). Одновременно две трети эквивалентной выборки на тот же самый вопрос
ответили утвердительно, потому что сначала им был задан такой вопрос: «Следует ли разрешить
американскому правительству ограничить количество продаваемых в США японских товаров?».
Большинство респондентов сказали, что США имеет право ограничить импорт. Чтобы не показаться
непоследовательными, они не смогли отказать в таком праве и Японии.
Предлагаемые варианты ответов. Рассмотрим впечатляющие последствия предлагаемых
вариантов ответов. Когда Йооп ван дер Плихт и его коллеги спросили имеющих право голоса
британцев, какое количество электроэнергии они хотели бы получать от атомных станций (в процентах
от общего количества электроэнергии, вырабатываемого Великобританией), средний ответ составил
41% (Plight, 1987). Когда же они спрашивали других респондентов, какое количество электроэнергии
они хотели бы получать от электростанций, работающих: а) на ядерном топливе, б) на угле, в) на других
источниках, лишь 21% опрошенных отдали предпочтение атомным станциям.
Аналогичная ситуация возникла и тогда, когда Говард Шуман и Жаклин Скотт обратились к
американцам с вопросом: «Что вы считаете самой важной проблемой современной Америки:
энергетический кризис, качество преподавания в государственных школах, легализацию абортов или
загрязнение окружающей
среды? Если вы считаете самой важной какую-нибудь иную проблему,
назовите ее» (Schuman & Scott, 1987). Большинство респондентов (32%) признали основной проблемой
качество преподавания в государственных школах. Когда же другим людям был задан вопрос: «Какую
проблему вы считаете самой важной для современной Америки?», лишь 1% опрошенных назвали
школы. Так что помните: форма вопроса может предопределить ответ.
{Центр изучения общественного мнения Института социальных исследований при Университете
штата Мичиган имеет 60 снабженных компьютерами кабин для индивидуальной работы интервьюеров.
Сотрудники и посетители Центра дают подписку о неразглашении результатов интервью}
Формулировка вопросов. Ответы могут также зависеть и от того, насколько точно
сформулированы вопросы. В ходе проведения одного опроса выяснилось: только 23% американцев
считают, что правительство тратит слишком много «на помощь бедным». Одновременно 53%
опрошенных сказали, что правительство тратит слишком много на «социальное обеспечение» (Time,
1994). Подобным образом большинство респондентов высказалась за сокращение «помощи загранице»
и за увеличение расходов на «борьбу с голодом в других странах» (Simon, 1996). Даже едва уловимые
изменения в тоне вопроса могут оказать огромное
влияние (Knorsnick & Schuman, 1988; Schuman &
Kalton, 1985). «Запретить» что-либо может означать то же самое, что и «не разрешать». Однако в 1940 г.
за «запрет» в Америке антидемократических речей высказались 54% американцев, а за то, чтобы они
«не были разрешены», 75%. Формулировка вопросов для проведения опросов общественного мнения
весьма тонкая «материя». Даже тогда, когда люди говорят, что имеют совершенно определенное
мнение по тому или иному поводу, тип вопроса и его формулировка могут повлиять на их ответы.
Влияние, оказываемое порядком предъявления вопросов и их формулировками, а также вариантами
предлагаемых ответов, позволяет недобросовестным политикам использовать опросы общественного
мнения для демонстрации общественной поддержки своих взглядов. Способы, которыми пользуются
консультанты, советники и врачи для того, чтобы «подтолкнуть» нас к определенному выбору, тоже
способны оказать подобное «дезорганизующее» влияние на наши решения. Поэтому не приходится
|