их труду, но плодами которой они практически не могут пользоваться. Зигмунд Фрейд, Будущее одной
иллюзии, 1927>
Лидеры большинства стран привлекают религию для освящения существующего строя.
Использование религии для оправдания несправедливости помогает объяснить происхождение двух
результатов, которые неоднократно подтверждены многими исследователями и имеют отношение к
христианству господствующей конфессии Северной Америки: 1) у верующих расовые предрассудки
выражены более сильно, чем у неверующих; 2) люди, исповедующие традиционную христианскую
религию, так называемые христианские фундаменталисты, в большей степени привержены
предрассудком, чем те, кто придерживается менее традиционных взглядов (Altmeyer & Hunsberger,
1992; Batson et al., 1993; Woodberry & Smith, 1998).
Факт, что религия и предрассудки связаны между собой, ничего не говорит нам о том, что
является причиной, а что следствием. Возможно, каузальная связь между ними и вовсе отсутствует.
Не исключено, что малообразованные люди одновременно исповедуют более традиционную религию и
имеют более выраженные предрассудки. Возможно, предрассудки приводят к религии: люди
обращаются к религии, желая найти в ней поддержку своим предрассудкам. А может быть? наоборот:
религия становится источником предрассудков, так как верующим внушается мысль о том, что коль
скоро все люди обладают свободой воли, меньшинства сами виноваты в своем положении.
Если религия есть путь к предрассудкам, значит, чем религиознее человек, тем более ему
присущи предрассудки. Однако результаты, полученные другими авторами, опровергают этот тезис.
При сравнении постоянных посетителей церкви с теми, кто бывал там от случая к случаю,
выяснилось, что в 24 случаях из 26 первые менее склонны к предрассудкам, чем вторые (Batson &
Ventis, 1982).
По данным Гордона Оллпорта и Майкла Росса, истинно верующие люди (те, кто согласен с
утверждением «Мои религиозные убеждения это то, на чем основан мой подход к жизни»)
демонстрируют меньше предрассудков, чем те, для кого религия является неким средством общения с
окружающими (т. е. те, кто согласен с утверждением: «Мой интерес к религии объясняется
преимущественно тем, что церковь дает мне возможность общаться с людьми, близкими мне по духу»)
(Allport & Ross, 1967). Обладатели наивысших гэллаповских индексов «набожности» одновременно
были и самыми горячими сторонниками того, «чтобы представители другой расы пользовались другими
дверями» (Gallup & Jones, 1992).
Протестантские и католические священники более активно поддерживают движение за
гражданские права, чем светская власть (Fichter, 1968; Hadden, 1969). В Германии в 1934 г. 45%
поддержали Confessing Church в борьбе с нацизмом (Reed, 1989).
<Нашей веры хватает только на то, чтобы ненавидеть друг друга; на то, чтобы любить, ее явно
мало. Джонатан Свифт, Размышления на разные темы, 1706>
Какова же в таком случае связь между религией и предрассудками? Ответ, который мы получим,
зависит от того, как мы зададим вопрос. Если мы определим религиозность как принадлежность к
какой-либо церкви или готовность согласиться, как минимум поверхностно, с традиционными
догматами, ответ будет таким: чем религиознее человек, тем сильнее его расовые предрассудки, ибо
фанатики нередко оправдывают свой фанатизм религиозностью. Однако если для оценки глубины
религиозности воспользоваться какими-нибудь иными способами, то окажется, что такая
религиозность практически несовместима с предрассудками. Отсюда и религиозные корни
современного движения за гражданские права, среди лидеров которого немало религиозных деятелей.
Поэтому Гордон Оллпорт пришел к следующему выводу: «Роль религии парадоксальна. Она порождает
предрассудки и разрушает их» (Allport, 1958, р. 413).
Влияние дискриминации: самоосуществляющееся пророчество
Установки могут совпадать с социальной иерархией не только потому, что оправдывают ее, но и
потому, что дискриминация влияет на тех, кто становится ее жертвами. «Нельзя систематически
вколачивать в голову человека представления о нем окружающих без того, чтобы это никак не
отразилось на его характере»,
писал Гордон Оллпорт (Allport, 1958, р. 139). Если бы даже можно
было разом покончить с дискриминацией, то и тогда наивностью было бы считать возможным такое
обращение: «Люди, тяжелые времена прошли! Надевайте деловые костюмы, берите в руки атташе-
кейсы и становитесь менеджерами и специалистами». После того когда прекращается угнетение, его
последствия еще долго ощущаются в обществе как некое социальное похмелье.
|